Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Дворцовая набережная, площадь

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Дворцовая площадь
Send as PostcardSend as Postcard

СТАНОВЛЕНИЕ ПЛОЩАДИ
Современная Дворцовая площадь представляет собой настолько совершенный и законченный архитектурный ансамбль, что иногда кажется, будто она была такой испокон веков. И трудно представить себе, что два столетия назад, во времена царствования Елизаветы Петровны, луг против Зимнего дворца засевался овсом, и на нем паслись ее императорского величества коровы. И уж совсем как нечто невероятное воспринимается повеление царицы Анны Иоан-новны - на близлежащей местности «зайцев никому без указа не стрелять, не травить и никакими инструментами не ловить».
А еще немного раньше здесь простиралась низина, заросшая мелколесьем и травой,- словом, место такое, как свидетельствует один из историков, которое всякого иного человека, кроме Петра I, могло бы отвратить от решения заложить город, «ибо было оно болотное, непроходимое, пустое и весьма отдаленное для работников, коим строить оный Петербург надлежало».
Однако Петра не отвратил этот унылый вид. Необходимость укрепить могущество России на севере,
прорубить для нее окно в Европу оказались сильнее тех невероятных трудностей, которые неизбежно должны были встать - и встали - перед строителями города.
История Дворцовой площади начинается по существу с того момента, когда на левом берегу Невы 5 ноября 1704 года Петр I заложил судостроитель ную верфь и крепость - «Адмиралтейский двор». У противоположного берега реки, на Заячьем острове, к тому времени уже высились бастионы Петропавловской крепости и 300 медных и чугунных орудий преграждали шведам путь в Неву.
Однако потребовались многие десятилетия, прежде чем площадь приобрела тот вид, каким мы с восхищением любуемся сейчас. Над созданием ее архитектурного комплекса трудились несколько поколений выдающихся русских зодчих, талантливых мастеров и безымянных работных людей.
Первые здания, определившие северную границу Дворцовой площади (со стороны Невы), появились в 1710 году. Наиболее значительным из них были палаты «великого адмиралтейца», командующего русским флотом графа Ф. М. Апраксина. Его трехэтажный богатый и нарядный дом, стоявший на месте нынешнего Зимнего дворца (ближе к Адмиралтейству), был построен по проекту Растрелли и считался одним из лучших в столице.
Дальше шли дома приближенных Петра I - П. И. Ягужинского, генерал-прокурора Сената («око государево»), вице-адмирала Крюйса, гофмаршала Д. А. Шепелева, шталмейстера Р. М. Кошелева, вице-адмирала Броуна. Тут же стоял и Зимний дворец Петра I.
Эти здания и составили тогда Большую Луговую, позже Миллионную линию (ныне улица Халтурина-Милионная).
Обширный «Луг против палат Апраксина» на протяжении первой половины XVIII века не был застроен. С юго-востока его ограничивали дома, вытянутые в одну линию по берегу Мойки, а с запада - гласис (хорошо просматриваемое место) Адмиралтейской верфи-крепости.
С развитием Адмиралтейства как крупного судостроительного предприятия на Адмиралтейском острове также велось интенсивное строительство. Здесь образовалось 11 слобод - Большая и Малая Морские, Пушкарская, Прядильная, три Шневенских, Офицерская, Кузнечная и др. Их названия говорят о том, что тут селились люди, так или иначе связанные со строительством кораблей, с Адмиралтейством.
Улицы застраивались небольшими, в лучшем случае так называемыми «образцовыми домами» архитектора А. Леблона. У окраины Луга, там, где ныне располагается здание Главного штаба, был разбит Морской рынок, на котором продавали «всякий товар и харч; также дрова и сено». Здесь же глашатаи объявляли народу царские указы.
Через два-три десятилетия после основания Петербурга на Адмиралтейском острове насчитывалось уже более полутора тысяч домов с многочисленными хозяйственными пристройками и с огородами. Трудно предположить, как сложилась бы судьба адмиралтейских слобод с их лачугами, не случись такое стихийное бедствие, как пожар. Пожары - а они случались в Петербурге довольно часто - приносили людям много страданий, но они и обновляли город.
Один из самых опустошительных пожаров и разразился 11 августа 1736 года в районе морских слобод. При сильном ветре загорелся один дом, и за короткое время все деревянные постройки были охвачены пламенем. Власти изловили и публично казнили нескольких простолюдинов, обвиненных якобы в злоумышленном поджоге. Были приняты жесткие меры по противопожарной охране. Однако летом следующего года снова вспыхнул пожар и довершил уничтожение слобод на острове.
После этих пожаров руководство всей застройкой и благоустройством города было поручено Комиссии о Санкт-Петербургском строении, специально созданной в 1737 году, на правах правительственного органа. В ее состав вошли начальники и специалисты крупнейших ведомств, в их числе архитектор Петр Михайлович Еропкин, петровский пенсионер, к тому времени уже опытный архитектор. Главная задача Комиссии состояла в том, чтобы разработать единый план застройки города «с обозначением, где должно быть какого рода строение также и где публичным площадям быть и как оные построить надлежит изобразить». Еропкин привлек к работе русских зодчих М. Г. Земцова и И. К. Коробова.
Комиссия, естественно, особое внимание уделила планировке и застройке центра столицы - Адмиралтейской части, в значительной мере превратившейся после пожаров в пустырь. Район бывших морских слобод было предложено застроить только каменными домами. На плане, подписанном Еропкиным, обозначены дошедшие до нашего времени три луча от Адмиралтейской башни - Невская першпектива, Гороховая улица (ныне улица Дзержинского) и Вознесенский проспект (теперь проспект Майорова).
За участие в подготовке дворцового переворота П. Еропкин в 1740 году был казнен. Деятельность Комиссии, которую он фактически возглавлял, постепенно начала угасать и через два года прекратилась совсем.
Следующий этап формирования Дворцовой площади связан с именем выдающегося русского зодчего В. В. Растрелли. Еще в 1732 году он начал перестраивать под Зимний Дворец палаты графа Апраксина и прилегающие к ним здания. Своим главным фасадом дворец был обращен к Адмиралтейству. Там же была устроена и небольшая парадная площадь. Императрицу Елизавету это здание однако не удовлетворяло, и в 1754-1762 годах по проекту В. В. Растрелли создается новый, существующий и поныне Зимний дворец.
С этого момента площадь, именовавшаяся прежде Лугом, стала называться Дворцовой и приобрела характер центральной парадной площади столицы.
Растрелли разработал и проект окончательного оформления Дворцовой площади. По линии, где сейчас расположено здание Главного штаба, предполагалось воздвигнуть ограду со сдвоенными колоннами и четырьмя воротами, а в центре площади поставить памятник Петру I. Однако Елизавета отвергла предложение Растрелли.
По ее повелению 11 декабря 1762 года была учреждена Комиссия каменного строения Санкт-Петербурга. Архитектурную часть этого нового государственного учреждения возглавлял талантливый русский зодчий Алексей Квасов, а после его смерти - Иван Старов.
Комиссия объявила конкурс на лучшую планировку столицы, для того чтобы «привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично». Основное внимание, как и прежде, уделялось строительству центра «между Невою и Мойкой», ибо, говорилось в записке к проекту застройки центра, нет ничего важнее для «украшения и великолепия города... как наполнение середины его знатным строением и регулярство площадей». Речь шла прежде всего о Дворцовой и Сенатской площадях. В конкурсе 1763 года на составление проекта «урегулирования со украшениями площади перед Зимним дворцом» принял участие ряд архитекторов. В результате площадь получила четкую конфигурацию с дугообразным очертанием ее периметра напротив Зимнего дворца.
Было предложено соорудить въезды на площадь от Адмиралтейства и Большой Морской улицы (ныне улица Герцена), оформленные широкими парадными арками. Чтобы скрыть крепостные сооружения и производственные корпуса верфи, между Адмиралтейством и Зимним дворцом предполагалось воздвигнуть галерею. Однако проект этот не осуществился.
Престол захватила новая императрица - Екатерина II, а с нею пришли новые вкусы и новые повеления. Она отвергла Довольно интересный проект талантливого русского зодчего И. Е. Старова, предложившего построить на площади грандиозную полукруглую колоннаду с многоярусной башней, увенчанной шпилем. Лишь в 1779 году Екатерине II «благо-угодно оказалось, чтобы площадь, лежащая против Зимнего императорского дворца, застроена была домами». Академия художеств объявила конкурс на проект зданий, «которые сходствовали б с положением места, и особливо, когда оные воздвигнуты будут против палат монарших...»
Победителю обещалась награда в триста червонцев.
5 октября 1780 года академия подвела итоги конкурса. Лучшим было признано предложение архитектора Ю. М. Фельтена. Он спланировал застройку участков, ограничивающих площадь с юго-запада, жилыми домами. По этому проекту сохранялись в неприкосновенности границы площади, намеченные ранее А. В. Квасовым.
Окончательно юго-западную границу площади оформил талантливейший зодчий К. И. Росси. В 1819-1829 годах он перестроил жилые дома Фельтена в единое грандиозное здание Главного штаба, построил новое здание для министерств иностранных дел и финансов и связал эти два сооружения великолепной триумфальной аркой, переброшенной над Большой Морской улицей. Это был замечательный памятник доблести и славы русскому воинству, защитившему свою родину от нашествия наполеоновской армии и победно завершившему Отечественную войну 1812 года. Идее прославления русских побед в этой войне посвящена и Александровская колонна, сооруженная в центре площади в 1830-1834 годах по проекту архитектора О. Монферрана.

В последующее десятилетие было окончательно завершено архитектурное обрамление площади. На восточной ее границе выросло трехэтажное скромное по своим очертаниям здание штаба Гвардейского корпуса, построенное в 1837-1843 годах архитектором А. П. Брюлловым. А еще через два года архитектор И. Д. Черник перестроил стоявший на углу Невского проспекта и Дворцовой площади здание Вольного экономического общества и включил его в ансамбль Главного штаба.
К тому времени уже стояло в полном великолепии здание Адмиралтейства, созданное гениальным А. Д. Захаровым, а там, где располагались крепостные валы и рвы, бурно разрастался большой молодой
сад.
Общий обзор архитектурного становления Дворцовой площади будет неполным, если не сказать о большой работе, которую за годы Советской власти провели здесь ленинградские зодчие, художники, мастера-реставраторы. Площадь покрыта асфальтом, восстановлена историческая окраска зданий, реставрировались фасады, их скульптурное убранство, снята ограда у Зимнего дворца, построенная в 1898- 1900 годах и искажавшая исторически сложившийся ансамбль.
Особенно большие восстановительные работы бы-. ли осуществлены после Великой Отечественной вой-; ны. Ликвидированы последствия бомбежек и артил- лерийских обстрелов, которые систематически по Дворцовой площади вели гитлеровские захватчики в течение почти трех лет.
Так многими поколениями талантливых русских зодчих, искусных мастеров, десятков тысяч безымянных рабочих «черного» труда была создана Дворцовая площадь - по своему оформлению одна из красивейших в мире.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.