Send as Postcard
В 1820-х годах в ходе обширных работ по реконструкции центра Петербурга К. И. Росси при постройке Михайловского дворца (ныне Русский музей) перепланировал весь примыкающий к нему район столицы. В частности, Садовая улица (ранее она начиналась от Большой Итальянской, недавно - ул. Ракова) была через сделанные просеки продлена до Мар-сова поля. Тогда же был сооружен висячий (Цепной) Пантелеймоновский мост, а через Летний сад был проложен проезд - продолжение Пантелеймоновской (позже Пестеля) улицы. Поэтому потребовалось отделить Летний сад от созданной проезжей трассы по берегу Мойки, и по проекту архитектора Л. И. Шарлеманя в 1825 году была создана декоративная чугунная ограда с воротами - нынешним южным входом в Летний сад. Цепной Пантелеймоновский мост не сохранился. Кстати, он назывался Цепным потому, что пролетное сооружение было подвешено на пяти цепях к чугунным опорам - пилонам, стоявшим на противоположных берегах Фонтанки. Впоследствии, с развитием транспорта (рассматривался и проект прокладки трамвайных путей по трассе Пантелеймоновской улицы), несущая способность Цепного моста оказалась недостаточной, в 1908 году он был разобран и по проекту инженера А. И. Пшеницкого заменен современным постоянным мостом арочной системы. Его архитектурное оформление выполнено по проекту Л. А. Ильина. Первый Инженерный мост и обращенная к Мойке ограда Летнего сада декорированы щитами с изображениями Медузы Горгоны. Греческий миф повествует, что царь Полидект послал сына Зевса - Персея на край Земли, к сестрам Горгонам (от которых никто не возвращался живым). Царь велел Персею добыть голову одной из них - Медузы. Тело Медузы покрывала медная чешуя, вместо волос вились и шипели змеи, а страшный взгляд обращал все живое в камень. Но богиня Афина подарила Персею отполированный щит и дала мудрый совет: чтобы не окаменеть - смотреть не на Медузу, а на ее отражение в щите. Дар и совет Афины принесли Персею победу над Медузой. Он привез отрубленную голову Медузы злобному Полидекту, и тот, взглянув на нее, окаменел. По набережной Мойки мы проходим вдоль южной ограды Летнего сада. В первые десятилетия существования Петербурга Летний сад занимал значительно более обширную территорию, нежели в наши дни. В его дворцово-парковый комплекс включались прежде всего Первый и Второй Летние сады, занимавшие территорию современного Летнего сада и ансамбля Инженерного замка. Сады эти разделялись каналом. Сейчас на месте канала.- широкая аллея, пересекающая Летний сад от Фонтанки к Лебяжьему каналу. Смыкавшийся со Вторым Летним садом Третий Летний сад занимал территорию, ныне ограниченную рекой Мойкой, каналом Грибоедова, улицами Итальянской и Садовой. Таким образом, комплекс Летних садов, начинаясь от берега Невы, простирался почти до нынешнего Невского проспекта. Несколько поодаль, у Фонтанки, размещался Четвертый Летний сад. Он часто именовался Итальянским (и отходившая от него улица Жуковского в свое время, до 1902 года, называлась Малой Итальянской). Остатки этого сада сохранились на участке между зданием филиала Публичной библиотеки (Фонтанка, дом № 36) и магазином подписной книги, что на Литейном проспекте. Современный нам Летний сад раскинулся на территории в 11,7 гектара, его отделяет от набережной Невы прекрасная ограда, сооруженная по проекту архитектора Ю. М. Фельте-на (как уже сказано, сына повара Петра I) при участии П. Е. Егорова в 1770-1784 годах. Монументальные колонны-монолиты из гранита, увенчанные вазами и урнами, соединяют звенья ажурно-легкой, словно парящей в воздухе решетки. Это один из лучших в мире образцов декоративных оград. Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей (в нем 2387 деревьев), но и богатым скульптурным убранством. Работы по сооружению сада начались в 1704 году. Он создавался в регулярном стиле, в его планировке господствовала геометрическая четкость линий, вдоль аллей стояли подстриженные деревья. В саду били десятки фонтанов (оформленные на сюжеты басен Эзопа), и питавшая их река получила в 1719 году название Фонтанки. Наводнение 1777 года уничтожило эти водометы. Для убранства сада со всех концов России и из западноевропейских стран доставляли редкие деревья, кустарники и цветы, мраморные изваяния. Петр I не жалел средств для Летнего сада - центра общественно-культурной жизни Петербурга того времени.
|