Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Мойка

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Мойка
Send as PostcardSend as Postcard

Из первых историков Петербурга А. И. Богданов, объясняя происхождение протока, писал: «Сия речка названа Мойка от прежней ее нечистоты, понеже она была глухая, протока сквозного не имела, была вся тинистая, и вода мутная». Богданов считал, что название Мойки связано с глаголом «мыть».
В сочинениях других историков иногда выдвигалась Еер-сия, что название Мойки возникло потому, что на берегах этой речки якобы стояли общественные бани...
Более вероятно, что название Мойки возникло как переработанный, трансформированный в говоре вариант прежнего древнего названия реки - Мья. Мья - Мойка... Этот звуковой ряд имеет внутреннее смысловое сходство. Исследователи топонимики Петербурга К. С. Горбацевич и Е. П. Хабло считают, что название Мья восходит к древнему ижорско-финскому наименованию Муя. В числе свидетельств тому - старые шведские карты XVII века, на них река Мойка (на левом берегу Невы, возле нынешнего города Кировска) именовалась «Пиени Муя йоки», что в переводе означало «маленькая Муя река». А в русских писцовых книгах та же река именовалась как Мья. Заметим, что писцовые книги-документ достаточно точный. По этим рукописным книгам взимались налоги с местных жителей. Малые заболоченные реки на Пжорской земле нередко назывались «Мую», что означает грязь, слякоть.
Реки и каналы занимают видное место в истории и географии Петербурга. Их водная поверхность составляет около 7 процентов всей площади города.
До 1709 года Мойка была южной границей города.
Река Мойка на всем своем протяжении - 4 километра 670 метров неторопливо несет тихие воды через центр Петербурга. Скорость ее течения неравномерна: 8,3 кубометра воды в секунду в районе между Лебяжьим каналом и каналом Грибоедова; 8,9 кубометра между каналом Грибоедова и Зимней канавкой; 10,3 кубометра между Зимней канавкой и Ново-Адмиралтейским каналом и, наконец, 11,3 кубометра между Ново-Адмиралтейским каналом и рекой Пряжкой. Неодинакова и ширина реки - от 20 до 40 метров, глубина - от 2,1 до 3,2 метра.
В пору основания Санкт-Петербурга Мойка (Мья) вытекала из болотца, лежавшего в южной части нынешнего Мар-сова поля. Для осушения местности рыли каналы. Так, в 1711 году на месте реки Лебединки прорыли Лебяжий канал, затем (возможно, в том же году) под руководством генерал-поручика Ф. В. Баура Мья была углублена и у Летнего сада соединена с Безымянным ериком, как тогда называлась Фонтанка. К 1718 году были прорыты еще два канала: Красный (он шел вдоль западной границы Марсова поля и завершался «ковшом» в районе современного Мраморного дворца, где находилась стоянка яхт и других небольших судов) и Зимняя канавка, на берегу которой для Петра I был сооружен первый по счету Зимний дворец. Красный канал не сохранился - он был засыпан в 1765 году.
В 1717 году от Невы к Мойке начали прокладывать Крюков канал, названный так по фамилии подрядчика. К 1725 году проложили Адмиралтейский канал. Из других ответвлений Мойки назовем еще проложенный в 1764 году контр-адмиралом Н. П. Вильбоа канал, соединивший Мойку с рекой Кривушей - нынешним каналом Грибоедова.
В 1715 году указ Петра I предписал укреплять берега Мьи сваями. Однако работа эта началась года два спустя.
После смерти Петра I городское хозяйство быстро пришло в упадок. В 1727 году полиция донесла Сенату, что «при Фонтанной и Мье речках и при каналах сваи, доски, брусья и щиты испортило и многие прогнили, и землю водою вымывает, от того каналы заносит... От такой долговременной непо-чинки пришли оны каналы и речки в такую худобу, что занесло землею вполовину, отчего проход и мелким судам весьма с трудностью...»
Известно, что Петербург на время 1728-1732 годов утратил ранг столицы. Но позже, когда царский двор снова обосновался здесь, работы по благоустройству города возобновились. В частности, в 1736 году приступлено было к устройству Деревянных набережных на обоих берегах Мойки, их укрепили деревянными щитами. Мойку привели в порядок, и современник писал, что «река вычищена до настоящей глубины и сваями обита... Вода течение свое имеет преизрядное, видом ясная и чистая... глубиною довольна, что ныне по ней всякие суда с великим грузом ходят свободно». Правда, впоследствии Мойку так загрязнили, что в 1847 году водовозам строжайше запретили брать из нее воду «для питья и кухни». До конца XVIII века берега Мойки были обшиты деревянными щитами. Грозное наводнение 10 сентября 1777 года разметало щиты и порушило многие державшие их сваи. Решено было облицевать берега Мойки гранитом, и это было сделано в 1798-1810 годах.
Вслед за тем деревянные мосты начали заменять чугунными. 'В первой половине XIX века над Мойкой было сооружено (или перестроено) около полутора десятков мостов, в большинстве своем оригинальных по конструкции и изящных по архитектурному оформлению.
Гранитные лестницы на берегах Мойки несколько уже, чем на Фонтанке и канале Грибоедова,- это обусловлено относительно небольшой шириной набережных. Перила на набережных Мойки отлиты из чугуна, они более сложны по рисунку, чем ограды Фонтанки и канала Грибоедова.
Первым мостом через реку Мойку был деревянный Большой Конюшенный (1720 год). Затем соорудили также деревянный подъемный мост в створе Большой першпективой дороги - нынешнего Невского проспекта. В числе первых мостов на Мойке был и Поцелуев мост у Новой Голландии - вначале пешеходный, позже перестроенный в проездной.
Первые жилые дома на набережной Мойки были возведены в 1705 году на правом (нечетном) берегу реки, между нынешним Невским проспектом и Исаакиевской площадью. Это были небольшие деревянные домики, в которых жили флотские офицеры, кораблестроительные мастера и другие служащие поблизости стоявшей Адмиралтейской верфи.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.