Фото Санкт-Петербурга
Gallery: собор Спас на крови

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
Send as PostcardSend as Postcard

Император одобрил идею, но пожелал, чтобы место цареубийства отмечала не часовня, а церковь. Таким образом, решение о строительстве храма-памятника было принято. Временно, пока он проектировался и строился, на Екатерининском канале была возведена часовня. Созданная по проекту молодого архитектора Л.Н.Бенуа, она была освящена 17 апреля 1881 года - в день рождения императора Александра II. Часовня представляла собой павильон из некрашеного дерева под шатровой восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с изящным крестом. Звено решетки набережной и часть булыжной мостовой со следами крови умершего императора можно было видеть через остекленную дверь часовни.
Ежедневно здесь служили панихиды по невинно убиенному императору, площадка вокруг часовни была усыпана живыми цветами.
Конструкция часовни предусматривала возможность ее перемещения. Она простояла на набережной до 1883 года. Затем, в связи с началом строительства храма Воскресения Христова, ее перенесли на Конюшенную площадь. Впоследствии часовня была разобрана.
Проектирование и строительство
Первого марта 1881 года в Зимнем дворце скончался от смертельного ранения император Александр II, Царь-Освободитель, реформатор России, освободивший крестьян от крепостной зависимости.
Второго марта депутаты Городской думы обратились к новому императору с просьбой увековечить память погибшего и возвести на месте смертельного ранения Александра Николаевича памятник. Идея получила Высочайшее одобрение, но Александр III пожелал видеть на месте трагедии не памятник, а церковь. Таким образом, решение о возведении храма-памятника было принято.
Сразу же место будущего собора было огорожено и охранялось часовым. Временно, до начала строительства храма, решено было поставить здесь часовню. Ее проект за два дня подготовил молодой архитектор Л.Н.Бенуа, деньги на строительство пожертвовал купец 1-й гильдии Громов, и уже 17 апреля 1881 года часовню торжественно освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор.
Конструкция часовни предусматривала возможность перемещения, и когда участок стали подготавливать под строительство, ее перенесли на Конюшенную площадь. Там часовня простояла 9 лет и была разобрана 26 августа 1892 года.
С Высочайшего соизволения был объявлен конкурс на лучший проект храма-памятника. Чертежи подавались под условным девизом (чтобы не довлел авторитет участника) до 12 часов пополудни 31 декабря 1881 года. К этому времени комиссии под председательством архитектора А.П.Резанова было представлено 26 проектов.
Среди конкурсантов были и новички, и известные мэтры архитектуры, такие, как А.Л.Гун, П.С.Богомолов, И.С.Китнер, А.И.Томишко и В.А.Шретер.
На собрании Санкт-Петербургского общества архитекторов для представления императору было отобрано 8 проектов. Первой премии был удостоен проект под девизом "Отцу Отечества" А.И.Томишко. Второе место заняло решение А.Л.Гуна и И.С.Китнера под девизом "1 марта 1881 года", третье - "Кесарю кесарево" Л.Н.Бенуа. Но ни один из победителей конкурса не получил Высочайшего одобрения. Александр III рекомендовал зодчим продолжить работу и создать храм, вобравший в себя черты русских церквей XVII века, а также продумать оформление памятного места внутри собора.
На второй конкурс было отведено всего 30 дней. Комиссия приступила к работе в конце апреля 1882 года. Среди участников были как прежние архитекторы, так и новые: А.П.Кузьмин, Р.А.Гедике, А.М.Павлинов, Н.В.Султанов и другие.
Как и раньше, чертежи подавались под девизами. На этот раз предпочтение было отдано проекту "Старина", представленному в то время еще малоизвестным архитектором Альфредом Александровичем Парландом (1842-1920). Его соавтором был настоятель

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.