Фото Санкт-Петербурга
Gallery: собор Спас на крови

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
Send as PostcardSend as Postcard

Каменное убранство
Многоцветный, яркий, нарядный храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге обладает мощной притягательной силой. Декоративная отделка его фасадов насыщена и разнообразна: ювелирные эмали на меди, цветная глазурованная черепица, золоченые медные купола, цветной облицовочный кирпич, цветные фарфоровые вставки, эстляндский мрамор, гранит, мозаичные гербы российских городов и губерний. Особое значение в убранстве собора принадлежит поделочному камню.
Наружный цоколь Спаса на крови - гранитный. Его нижняя часть облицована темно-серым, а верхняя - светло-серым гранитом, добытым на острове Германа (Ладожское озеро). Фигурные гранитные колонки и двухлопастные, с "гирьками", арки из мрамора декоративных порталов гармонично обрамляют двадцать мемориальных досок из темно-красного норвежского гранита с надписями о деяниях царствования императора Александра II.
Облицовку цоколя выполняли мастера известной в Петербурге в конце XIX в. скульптурной мастерской Гаэтано Бота Баринов, Крутиков и Благодарев.
Верхний пояс цоколя выполнен в виде декоративной аркады, колонки и кокошники, украшающие окна на фасадах храма, изготовлены из эстляндского мрамора. Все мраморные работы на фасадах выполняли мастера эстонской фирмы "Кос и Дюрр".
Четыре крыльца оформлены треугольными кокошниками из эстляндского мрамора, их колонны изготовлены из серого гранита Усть-Каменогорского месторождения.
Высокое качество обработки материалов, выявление природной красоты камня - все это характерно для мастерства русских камнерезов, и наиболее ярко проявилось в декоративно-художественном убранстве интерьера храма Воскресения Христова.
Разнообразие и обилие пород самоцветов и поделочного камня в соборе поражает воображение. В создании интерьера принимали участие лучшие отечественные и итальянские мастера.
Особое внимание уделено мемориальной зоне - месту смертельного ранения императора Александра II, которая находится на семь ступеней ниже пола памятника. На уровне мостовой воспроизведен фрагмент набережной Екатерининского канала (4,5 кв.м): звено решетки, три плиты тротуара и булыжное мощение, где была пролита кровь царя-освободителя. Над этим местом возведена сень - благословение Божье, охраняющее особо почитаемое в храме место. Она выполнена по рисунку А.А.Парланда и установлена в 1907 году.
Основание сени - четыре колонны с базами и капителями из серо-фиолетовой яшмы. Над ними поднимаются надкапительные столбики из ревневской яшмы, соединенные между собой резным каменным навесом из уральского благородного змеевика (маховика). Колонны поддерживают высокий антаблемент, украшенный по периметру каменным резным фронтоном, а по углам - стилизованными вазами из николаевской яшмы. Над антаблементом возвышаются в три яруса 24 кокошника. Промежутки между ними разделены розетками в виде подсолнухов. Завершал сень высокий восьмигранный шатер и установленный на высоте 14 м крест, украшенный 112 драгоценными топазовыми камнями.
Удивительной роскошью отличался свод сени. Его убранство было выполнено в технике флорентийской мозаики из драгоценных камней более тридцати видов. Только для создания фона было использовано около 50 кг бухарской ляпис-лазури. Ограждает сень орлецовая балюстрада с ажурной металлической решеткой.
Яшмовые колонны сени выполняли мастера Петергофской гранильной и Колыванской полировальной фабрик с 1897 по 1906 годы. Балюстрада была изготовлена на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1911 году и направлена на Петергофскую гранильную фабрику, где в течение двух лет продолжалась ее доработка. Завершилась установка балюстрады только в 1913 году.
Двадцать четыре кокошника из ревневской яшмы, резьба в тимпанах кокошников и четыре вазы из николаевской яшмы были выполнены на Алтае колыванскими мастерами.
Резные каменные подзоры из маховика, розетки между кокошниками из родонита и восьмигранная пирамида шатра из уральского змеевика были изготовлены на Урале екатеринбургскими камнерезами.
Особую роль в декоративном убранстве Спаса на крови играет уникальнейший мозаичный пол из цветных итальянских мраморов, удивительно гармонирующих с мозаичным убранством. Подобно древнегреческим и древнеримским памятникам, пол храма представляет собой сплошные красочные орнаменты, созданные в 1903 - 1905 гг. мастерами генуэзской фирмы "Нови" по рисункам Парланда.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.