Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Московский проспект Сенная площадь

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

памятник А. А. Бетанкуру
Send as PostcardSend as Postcard


Примечание
Установка колонн Исаакиевского собора была для современников чудом строительной техники. Одна колонна устанавливалась за 45 минут! Это стало возможным благодаря использованию инженерных разработок покойного к тому времени А. А. Бетанкура, гениальных по своей простоте и совершенству знаний законов механики.

Примечание
Инженерные идеи А. А. Бетанкура были использованы и при установке Александровской колонны, работы более трудной и ответственной, чем подъем колонн Исаакиевского собора. Громадный монолит (весом более 600 т) посредством 60 воротов, каждый из которых приводился в движение шестнадцатью рабочими, обвитый системой блоков и канатов, был перемещен на тележках с катками к пьедесталу. Постепенно поднимая один конец вверх, колонну установили на подготовленное для нее место. В установке колонны кроме рабочих принимали участие 1440 гвардейцев, 60 унтер-офицеров, матросы и саперы.


и я уже заодно посмотрю на месте, как это лучше сделать. Думаю, это не такая и сложная задача.
Александр отчего-то рассердился на эти слова. Откуда такая самоуверенность? О чем ни спросишь, все умеет, все может! И в такой дождище ехать за много верст не боится - мундир свой дорогой мочить! Ждешь, верно, что я тебя остановлю: не езди, мол, не надо... Так нет! Можно и самому поехать, взглянуть, что там приключилось, и посмотреть, каковые указания великий инженер изволит дать на месте!
Рассудок подсказывал Александру, что его присутствия в Софии не требуется - не бедствие ведь, не наводнение, не катастрофа. Но задор и раздражение пересилили.
- В моей карете и поедем, генерал! - воскликнул царь. Он не знал, что верхний путь к Софии и Царскому Селу
накануне был перекрыт: там пришел в негодность мост, и сейчас саперы чинили его. Что до нижней дороги, то ее развезло еще в начале октября, и кареты с трудом проходили по ней, а груженые телеги застревали через одну. Застряла в затекшей жирной грязью рытвине и тяжелая царская карета. ...Увидев, что государь намерен выйти из кареты, гвардейцы разом скинули свои плащи и приготовились бросить в грязь, чтобы царь мог ступить на сухое. Но Александр замахал на них руками:
- Оставьте это геройство, господа! Таких подвигов я от вас не просил. Раз поручик считает, что карету и без седоков не выволочь, то лучше уж мы с генералом здесь посидим, покуда вестовой призовет подмогу. Вот уж воистину, правильно говорят мои военные: Наполеон не полезет в Россию: пока до Москвы дойдет, всю армию перетопит, да не в болотах, а в наших лужах!
Последнее восклицание царь произнес уже по-французски, и его спутник, с любопытством наблюдавший всю сцену, вдруг рассмеялся.
- А что смешного, генерал?! - с вызовом вскричал император.
Бетанкур оборвал свой смех и тотчас стал серьезен. Он вообще бывал чаще серьезным, нежели веселым. Может, у него и впрямь были в жизни какие-то тайны, от которых он бежал в Россию, начав все с самого начала? Кто его знает!
- Я рассмеялся не над вашими словами, государь! - произнес генерал.- Я и понял мало, вы ведь почти все вначале говорил по-русски, а я этого языка не знаю. Но вы упомянули Наполеона и его армию, а я ведь работал во Франции и знаю, что с дорогами у них те же проблемы, что и здесь. Только дождей у них куда меньше. Что до кареты, то, если ваши гвардейцы не побоятся выпачкать сапоги, ее можно вытянуть быстро.
- Да?! - изумился царь.-Тогда командуйте. Поручик понимает по-французски, вот и объясните ему, что делать.
Бетанкур осторожно отстранил Александра, высунулся из дверцы кареты и неожиданно легко перемахнул через вязкую выбоину. Правда, вокруг него взметнулись фонтаны грязных брызг, и генеральский мундир понес от этого немалый урон, но это не смутило испанца. Он подошел к Черенцову и указал на косогор, где топорщилась жердями покосившаяся изгородь.
- Вот эти колья, молодой человек, нужно вытащить, затем вставить в ободья колес, а часть положить на вязкую землю. Потом вы ставите по три человека с двух сторон, и они, используя колья как рычаги, поворачивают колеса, а кучер погоняет лошадей. Важно только сделать это одновременно!
Черенцов покачал с сомнением головой, однако приказ отдал - и... через полчаса карета, заляпанная грязью, стояла на твердой земле.
- Вот так! - воскликнул повеселевший поручик, стряхивая воду с мокрых усов.- А еще говорят - палки в колеса!
- Ну, Бетанкур, вы снова себя прославили! - засмеялся император, когда инженер, насквозь мокрый, забрался в карету.
- Господи, Ваше Величество, но это же проще простого! - вырвалось у Бетанкура.- Принцип рычага... А вот дорога эта никуда не годится. Простите, но она всегда будет неудобна для езды: она идет под косогором, и вся дождевая вода стекает на на нее. Неужели нельзя строить дороги лучше?
Благодушие государя мигом исчезло.
- Это вы меня спрашиваете, генерал? Я инженер или вы? У себя в Испании вы создали школу путейских инженеров, так разве России не нужно того же самого?!
- Ваше Величество! - довольно решительно прервал Бетанкур.- Россия огромна, без хороших дорог здесь нельзя развивать ни промышленность, ни строительство, ни... Словом, вы правы. Но вы хотите все сделать быстро, подобно вашему великому прадеду вы мечтаете в единочасье свершить великие дела. Слава Богу! Только здесь нужна даже не школа, а целый институт инженеров путей сообщения. Такой институт может, кстати говоря, и водоводами заниматься, и каналы проектировать... Но это труд многих лет, Ваше Величество.
- Но ни вы, ни я, как мне кажется, умирать не собираемся. Готовьте указ о создании института, перечислите, что для того надобно, а я этот указ подпишу.
При этих словах суровый генерал вдруг вспыхнул, будто мальчик. Казалось, Александр заговорил о какой-то давней, самой сокровенной его мечте.
- Вы это не шутя говорите? - произнес он, и улыбка осветила его сухое лицо.
- Какие уж шутки! Готовьте указ, сударь. Эй, поручик, мы поедем или прикажете мне ночевать в трех верстах от Софии?
Свое слово император всегда держал. Предложение о создании Корпуса института инженеров путей сообщения было подготовлено Бетанкуром чуть больше, чем за месяц, и 2 декабря 1809 года Александр I подписал Указ.
Этот случай - лишь одна из легенд об Александре Первом. Но как бы там ни было, царь поверил инженеру и дал тому возможность основать первое в России высшее техническое учебное заведение, ныне - Петербургский государственный университет путей сообщения.


 

  Любительская фотография Сосновый Бор.