Фото Санкт-Петербурга
Добро пожаловать на фото галлерею Санкт-Петербурга

Эта страничка посвящена прекрасному городу Санкт-Петербургу. Здесь размещены фотографии города, его
памятников и исторических мест. По возможности фотографии снабжены небольшими коментариями и
исторической справкой. Все коментарии, текты и исторические справки были получены на сайтах:
http://www.cathedral.ru; http://www.saint-petersburg.org/encyclopedia/index.html; http://www.vp.ru/;
http://svetlana-spb.narod.ru/peter.html - за что огромное спасибо людям сделавшим их. Так же использовалась
литература: "Архитектура Санкт-Петербурга" В.Г.Исаченко; "Легенды и мифы Санкт-Петербурга"Н.А
Синдаловский; "Петропавловская крепость" Б.М.Кириков В.Б.Гендриков; "Спутник туриста - Ленинград"
В.А.Витязева; Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга Г.Г.Бутанян М.Г.Черная; Прогулки по Петербургу
П.Я.Канн; Дворцовая площадь С.М. Серпокрыл; Адмиралтейство В.Н.Сашонко;
Так же использовались гравюры и старинный фотографии с оных изданий и с СД Три Века Петербурга
M-DESIGN www.mmdesign.da.ru

Петропавловская крепость

Фото и немного истории

Петропавловская крепость
16 мая (27 мая по н. ст.) 1703 г., после взятия шведской крепости Ниеншанц (против территории нынешнего Смольного), Петром I была заложена новая крепость на Заячьем острове, отделенном от современного Петроградского района Кронверкским проливом. Здесь - исторический центр города, его сердцевина. Деревоземляная Петропавловская крепость строилась по проекту французского инженера Ламбера де Ге-рена. В плане она представляла собой неправильный шестиугольник с шестью бастионами, соединенными куртинами. Работы были завершены в начале 1704 г.
С 1706 по 1740 г. по проекту Д. Трезини при участии X. Б. Миниха была сооружена каменная крепость с сохранением прежнего плана. Бастионы названы в честь А. Д. Менши-кова и других соратников Петра I, руководивших их постройкой. Главным сооружением крепостного ансамбля и одной из главных доминант города является Петропавловский собор с колокольней и усыпальницей. Вокруг него сосредоточено множество сооружений различного назначения, образующих целый городок. С первых лет существования крепость получила известность как главная политическая тюрьма России.
На противоположном берегу Кронверкского пролива в те же годы были созданы вспомогательные земляные укрепления, окруженные рвом - для прикрытия Петропавловской крепости с суши. Напоминающие корону, они дали название всей территории и ее главному сооружению - Кронверку, возведенному в середине XIX в. (ныне здесь размещается Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи). Большие работы на этой территории были проведены уже в XX в.
Петропавловская крепость - крупнейший историко-культурный и архитектурный заповедник. Здесь размещается Музей истории города.
   
Адмиралтейство

Фото и немного истоирии

ГЛАВНОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО. Адмиралтейская наб., 2, 16. 1730-1738 гг., арх. И.К.Коробов; 1806-1823 гг., арх. А.Д.Захаров, ск. Ф. Ф. Щедрин, С. С. Пименов, А. А. Анисимов, И. И. Теребенев, В. И. Демут-Малиновский; 1820-1825 гг., арх. О. Монферран и др. (интерьеры).
Адмиралтейская судостроительная верфь была заложена на левом берегу Невы 5 ноября 1704 года по чертежам Петра I. В 1705 году её превратили в крепость: укрепили земляными валами с бастионами, окружили рвом. Первоначальное мазанковое строение, завершённое башней со шпилем, в 1721 году было «переведено» в камень. Спустя 11 лет И.К. Коробов начал перестройку центрального корпуса, на месте которого возвели башню с позолоченным шпилем. Автор проекта существующего ныне здания - выдающийся русский зодчий А.Д. Захаров. Ему предстояло изменить примитивный стиль архитектуры здания в соответствии с его положением в центре города.
Замысел создания трех центральных площадей принадлежал учрежденной в 1762 г. «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга» и ее главе А. В. Квасову. С этого времени началась реконструкция обширных территорий в центре города. Главные сооружения площадей (Адмиралтейство, Зимний дворец, Сенат и Синод, Исаакиевский собор) обращены к Неве и в то же время входят в панорамы Невского проспекта и других улиц и набережных.

Первоначально работу предполагалось ограничить перестройкой фасадов. В 1806 году Захаров предложил проект полной реконструкции Адмиралтейства, сохраняя при этом, как историческую реликвию, башню своего предшественника И.К. Коробова. Строительные работы закончили в 1823 году.

   
Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Фото и немного истории

Три главные площади в историческом центре Петербурга - Дворцовая, Декабристов и Исаакиевская - образуют единую ансамблевую систему на набережной Невы, сформировавшуюся, в основном, в XVIII-XIX вв. в процессе постепенного совершенствования масштаба и силуэта застройки.
... Вряд ли найдется другой город в мире, который потребовал бы больше жертв для своего рождения, чем Пальмира Севера. Поистине, Петербург - город на костях человеческих. Туманы и болота, из которых возник город, свидетельствуют о той египетской работе, которую нужно было произвести, чтобы создать здесь, на зыбкой почве, словно сотканный из туманов, этот "Парадиз". Здесь все повествует о великой борьбе с природою. Здесь все "наперекор стихиям". В природе ничего устойчивого, ясно очерченного, гордого, указывающего на небо, и все снизилось и ждет смиренно, что воды зальют печальный край. И город создается как антитеза окружающей природе, как вызов ей. Пусть под его площадями, улицами, каналами "хаос шевелится" - он сам весь из спокойных, прямых линий, из твердого, устойчивого камня, четкий, строгий и царственный, со своими золотыми шпицами, спокойно возносящимися к небесам. Орлиный взгляд с высоты на Петербург усмотрит и единство воли, мощно воззвавшей его к бытию, почует строителя чудотворного, чья мысль бурно воплощалась в косной материи. Здесь воистину была борьба солнечного божества космократора Мардука и безликой богини хаоса Тиамат! Да, без образа Петра Великого не почувствовать лица Петербурга! Почти у подножия Исаакия, на площади, с двух сторон замкнутой спокойными, ясными и величественными строениями Адмиралтейства, Синода и Сената, омываемый с третьей царственной Невой, стоит памятник Петру Первому, поставленный ему Екатериной Второй: Petro Primo Catherina Seconda. Если кому-нибудь случится быть возле него в ненастный осенний вечер, когда небо, превращенное в хаос, надвигается на землю и наполняет ее своим смятением, река, стесненная гранитом, стонет и мечется, внезапные порывы ветра качают фонари, и их колеблющийся свет заставляет шевелится окружающие зданий, -- пусть всмотрится он в такую минуту в Медного всадника, в этот огонь, превратившийся в медь с резко очерченными и могучими формами Какую силу почувствует он, силу страстную, бурную, зовущую в неведомое, какой великий размах, вызывающий тревожный вопрос: что дальше, что впереди? Победа или срыв и гибель? Медный всадник - это genios loci* Петербурга. Перед нами город великой борьбы. Могуча сила народа, создавшего его, но и непомерно грандиозны задачи, лежащие перед ним, -- чувствуется борьба с надрывом. Великая катастрофа веет над ним, как дух неумолимого рока.
Николай Анциферов «Душа Петербурга» Отрывок, 1922г.
   
Исаакивский собор

Фото и описание

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР. 1818-1858 гг., арх. О. Монферран, инж. А. Бетанкур, ск. И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов, А. Логановский, И. Герман, А. Лемер.
Памятник зодчества, блистательно завершивший эпоху русского классицизма. Одна из главнейших городских доминант, главный храм Петербурга. Сооружение его стало крупным достижением градостроительного искусства и строительной техники. Металлический купол на мощном барабане окружен монолитными гранитными колоннами. Вокруг него четыре колокольни, завершенные небольшими куполами. Пятиглавый храм стал произведением русского национального зодчества. Мощные восьмиколонные портики окружают здание собора (48 колонн из монолитного гранита по 110 т каждая). Скульптура выполнена в бронзе и гальванопластике. В интерьере собора использовались малахит, лазурит, порфир, мрамор, бронза, позолота; мозаики выполнены по эскизам К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, В. К. Шебуева, П. В. Басина. Собор стал своеобразным памятником изобразительного и декоративного искусства.
В 1860-х гг. перед собором был разбит Исаакиевский сквер, перепланированный в начале XX в.
использованы материалы сайта: http://www.cathedral.ru
   
Дворцовая набережная, площадь



ДВОРЦОВАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Первая по времени постройки, наиболее парадная и представительная из невских набережных. Идет от Дворцового моста до Фонтанки, включая в свою панораму ряд ансамблей, площадей, садов, Зимний и Мраморный дворцы, Малый и Старый Эрмитажи, жилые дома. Общий характер застройки набережной, сложившийся еще в XVIII в., был создан архитекторами И. Л. Росси, Ж.-Б. Вал-лен-Деламотом, Ю. М. Фельтеном и сохранен зодчими в следующем столетии, поэтому архитектурный облик Дворцовой набережной при стилистическом разнообразии построек сохраняет свою целостность. Опыт, накопленный при облицовке набережной гранитом, был в дальнейшем использован при обустройстве берегов других рек и каналов Петербурга.

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ
Одна из наиболее совершенных в градостроительном отношении площадей мира, свидетель трудов нескольких поколений талантливых зодчих. Площадь сформирована южным фасадом Зимнего дворца, закругленным фасадом грандиозного здания Главного штаба и западным фасадом Штаба гвардейского корпуса. В ансамбль площади включен также Малый Эрмитаж, трехэтажный корпус которого выходит на Миллионную улицу и подчинен фасаду Зимнего дворца. Важным элементом ансамбля является и Новый Эрмитаж, украшенный гранитными изваяниями атлантов.
В центре площади установлена Александровская колонна - памятник Отечественной войны 1812 г.
   
Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Фото и описание

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
КУНСТКАМЕРА. Университетская наб., 3. 1718-1734 гг., арх. Г. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов; 1754-1758 гг., арх. С. И. Чевакинский.
Выдающийся памятник архитектуры петровского барокко. Одна из доминант Стрелки. Здание состоит из двух сходных корпусов, объединенных центральным объемом, увенчанным многоярусной башней - важным композиционным акцентом в панораме невских берегов. Здание сооружено для первого русского музея: восточный корпус с двухсветным залом - под библиотеку, западный с таким же залом - для коллекций. В башне и центральном объеме сложной конфигурации размещались первая обсерватория и анатомический театр. В круглом зале на третьем этаже был установлен Готторпский глобус - первый российский планетарий, подаренный Петру I голштейн-готторпским герцогом Карлом-Фридрихом.
Для фасада здания характерны черты раннего барокко - плоские лопатки (на выступающих углах они рустованы), круглые неглубокие ниши под окнами, двухцветность стен В первом этаже сохранился лепной декор сводов (1760-е гг.) В 1770-х гг. в интерьерах появились четыре скульптурные аллегорические группы, бюсты и медальоны ученых (сохранились два барельефа - «Россия» и «Празднующая Европа» а также портрет математика Л. Эйлера). «Египетский зал» и ряд других помещений в 1819-1825 гг. расписаны Ф. Рихтером. В 1887 г. пристроен флигель по переулку. В 1947-1948 гг. по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля восстановлена вышка над башней.
Здесь трудились многие видные ученые, с 1741 по 1765 г. - М. В. Ломоносов, музей которого открылся в 1949 г. Его экспозиция чрезвычайно интересна.
Ныне в здании размещается Музей этнографии и антропологии Российской Академии наук - наследник петровской Кунсткамеры. Это один из самых популярных и всемирно известных музеев города с богатейшими коллекциями.
   
Петровская набережная и Петроградская сторона

Петроградская сторона, петроградская, пироговская и арсенальные набережные

ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА. ОСТРОВА
Традиционно Петроградской стороной называется группа островов, омываемых Невой, Малой Невой, Большой и Малой Невками. Это старейший исторический район города, освоение которого началось в 1703 г. закладкой на Заячьем острове Петропавловской крепости (см. с. 16). Тогда же стал складываться городской центр (нынешняя Троицкая площадь), возникли слободы, Мытный двор, началась застройка северозападной части молодого Петербурга. Период активного строительства относится ко второй половине XIX - началу XX в., особенно после возведения в начале XX в. Троицкого моста, когда в этом районе началось сооружение доходных домов, крупных учебных, медицинских и промышленных зданий. После революции здесь строились крупные общественные здания, стадионы, школы, сады и парки. В послевоенные годы проведены огромные работы по возрождению и реконструкции района, появились не только новые здания, но и улицы, и набережные. Много сделано по комплексному благоустройству района.
   
Невский проспект

Фото и описание

Ни фотографического снимка, ни положительно точного описания Невского проспекта быть не может, потому что он разнообразен, как сама жизнь.
М. Л. Михайлов, 1862 г.
Невский проспект - главная магистраль исторического центра города, в наибольшей степени выражающая его духовный и внешний облик, сочетающая в себе трехвековые пласты историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия. Огромную ценность имеет его пространственно-планировочная структура, развивавшаяся и совершенствовавшаяся вместе с развитием города. В его сложном облике ярко отразились все без исключения исторические эпохи - это подлинная архитектурная энциклопедия. В то же время это ни в коей мере не «улица-музей под открытым небом», а активно действующий современный городской организм со всеми присущими ему функциями.
Начинаясь у Адмиралтейства, проспект завершается у Александро-Невской лавры. Площадь Восстания делит его на две части: основную, собственно Невский, с его уникальными архитектурными памятниками, и Старо-Невский, застроенный в основном доходными домами. Начинаясь почти у Невы, заканчивается проспект на площади Александра Невского, пройдя путь в 4,5 км.
Невский проспект - это система из отдельных элементов, каждый из которых имеет свою самостоятельную структуру, в которую естественно вливаются прилегающие улицы, кварталы и площади. Вместе с тем Невский проспект - главная функциональная, транспортная и мемориальная ось города. В ее структуру входят Большая и Малая Морские, Садовая, Михайловская улицы, Владимирский проспект и другие магистрали. Проспект пересекает канал Грибоедова, Мойку и Фонтанку. Это улица банков и музеев, храмов, театров и жилых домов.
   
Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица



   
собор Спас на крови

Фото и описание

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (СПАС НА КРОВИ). Наб. канала Грибоедова, 2. 1883-1907 гг., арх. И. В. Малышев, А. А. Парланд. Многоглавый и многоцветный храм-памятник поставлен на месте покушения на Александра II 1 марта 1881 г. Яркий образец «русского стиля» и декоративного искусства. В облицовке фасадов применены гранит, мрамор и отделочная плитка.
   
Инженерный замок

Фото и описание

АНСАМБЛЬ МИХАЙЛОВСКОГО (ИНЖЕНЕРНОГО) ЗАМКА. Садовая ул., 2. 1797-1800 гг., арх. В. И. Баженов, В. Ф. Бренна, Е. Т. Соколов, ск. П. Стаджи, А. Трискорни и др.; 1820-е гг., арх. К. И. Росси (ограда и сад).
Возведен на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны как замок-дворец Павла I, принимавшего участие в его проектировании. Самое романтическое творение петербургского зодчества, памятник классицизма, одна из главных Доминант в центре города. Все фасады трактованы по-разному в зависимости от ориентации в конкретную городскую среду. Здание организует огромное пространство, активно взаимодействуя с различными зданиями от Невского проспекта До Невы. На Садовую улицу выходит церковный фасад, увенчанный шпилем (по замковой церкви Михаила Архангела замок получил свое название). Северный фасад обращен к Мойке, его широкая лестница украшена статуями Геркулеса и Флоры. Главный, южный, фасад раскрыт на парадную площадь для плац-парадов, откуда через парадный въезд можно выйти на большой, похожий на площадь, восьмиугольный двор. Когда-то замок был окружен рвами, заполненными водой.
   
Московский проспект Сенная площадь



МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ
Одна из главных городских магистралей, начинающаяся от Сенной площади и заканчивающаяся у площади Победы. Соединяет центр города с южными районами. От площади Победы идет шоссе на Москву и Киев, в пригороды Петербурга и в аэропорт Пулково.
Московский проспект первоначально был звеном почтового тракта, соединявшего Петербург с Новгородом и Москвой, а также с Царским Селом. Магистраль сменила немало наименований, что было связано с различными историческими событиями и пр. Важнейшее качество проспекта - цельность и законченность его архитектурного облика, несмотря на множество напластований. Более того, его основная часть за Обводным каналом воспринимается как единое целое, поэтому она и рассматривается как единый памятник градостроительного искусства XX в.- именно тогда, в основном в послевоенный период, было возведено большинство зданий. Первая часть магистрали, до Обводного канала, сформировалась в дореволюционное время.
   
Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна



От Владимирской пл. начинается Загородный пр. Название объясняется тем, что в первой половине XVIII в., когда южная граница города проходила по р. Фонтанке, здесь была Загородная дорога. В самом начале проспекта в д. 1 с конца 1829 г. по январь 1831 г, жил поэт, лицейский товарищ А. С. Пушкина А. А. Дельвиг. Здесь он готовил к изданию "Литературную газету" и альманах "Северные цветы". Салон Дельвига играл большую роль в культурной жизни Петербурга того времени. У него собирались известные деятели литературы и искусства: В. А. Жуковский, В. Ф.
Одоевский, П. А. Плетнев и другие. Бывал у своего друга и А. С. Пушкин.
   
Фонтанка

фото и описание

НАБЕРЕЖНАЯ РЕКИ ФОНТАНКИ
Фонтанка (в начале XVIII в.- небольшая протока Безымянный ерик), берущая начало из Невы, - одна из больших водных магистралей Петербурга. Пересекая главные улицы города, она впадает в Неву у ее устья. Свое название река получила от ныне несуществующих фонтанов Летнего сада. В первой половине XVIII в. на берегах реки возникли усадьбы вельмож. Начало освоения Фонтанки положило устройство Летнего сада с дворцом Петра I. Во второй половине XVIII в. река вошла в городскую черту, ее берега оделись в гранитные набережные и соединились великолепными мостами.
   
Мойка



Неширокая извилистая р. Мойка протекает через центральную часть города, омывая с южной стороны Адмиралтейский остров. Ее набережные имеют свой, характерный только для них, колорит. Отсюда совершенно по-особому раскрываются ансамбли парадных площадей - Марсова поля, Дворцовой, Исаакиевской. Каждый поворот реки открывает новую, неповторимую панораму. В
медленно движущейся воде отражаются фасады зданий, арки мостов, узоры чугунных решеток, кроны деревьев. На набережных ограничено движение транспорта - поэтому здесь множество тихих, удивительно поэтичных уголков.
Берега Мойки стали осваиваться в первые годы строительства Петербурга. В то время Мья (так тогда называлась река) вытекала из торфяного болота, существовавшего несколько южнее Марсова поля. В 1711 г. для осушения этой части города был прорыт канал, соединивший Мойку с Фонтанкой. Протяженность Мойки около 5 км, она впадает в Неву недалеко от ее устья. В 1798 г. на Мойке начались работы по строительству гранитных набережных, завершившиеся к 1810 г. Набережные украсила чугунная литая
решетка четкого рисунка.
   
Канал Грибоедова



Канал Грибоедова, берущий начало от р. Мойки, как бы вторит ее течению, прорезая почти 5-километровой дугой центральные районы. От других протоков его отличает узкое и очень извилистое русло с неожиданным чередованием прямых участков и крутых излучин. Петляющая лента канала особенно часто и резко меняет направление в среднем течении; сделав потом еще несколько
поворотов, она впадает в Фонтанку недалеко от ее устья.
Неширокие набережные с близко подступающими к берегам рядами домов, замкнутые перспективы коротких отрезков канала придают ему уютный, камерный характер. Лишь изредка раскрываются к набережным пространства площадей и
уходящих вдаль магистралей. Строгие линии закованных в гранит берегов гармонично слиты с застывшими над водой силуэтами мостов. Среди них много легких, словно парящих пешеходных мостиков, - они составляют одну из особых примет канала. Все здесь наполнено ощущением покоя и тишины, проникнуто тонким лиризмом. Эти места нашли глубокое отражение в том образе
Петербурга, который был создан русскими писателями и художниками.
   
Улицы Санкт-Петербурга

фото и описание

Сюда вошли все фото не попавшие в предыдущие тематики.
   

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.