Send as Postcard
Композиция дворца, по законам петровского времени, подчинена четкой симметрии: небольшая центральная часть и две (на запад и на восток - длинные галереи (по 22м), завершенные люстгаузами - (веселый домик. нем). Есть версия, что с западного люстгауза сам Петр, который любил веселье, провожал подгулявших гостей к маленькой парковой скамеечке - шутихе, расположенной напротив, на другом конце монплезирского садика. И тех в миг освежало потоком струй - еще одна диковинка - фонтан-шутиха... Плоскости стен нарочно, на голландский манер, не отштукатурены, а покрашены красной краской с белоснежными прожилками кирпичей - своего рода, естественная рустовка импровизированных пиллястр, которые являются узкими промежутками между частыми окнами. А кладка люстгаузов и вовсе не окрашена - этот стиль, полтора века спустя после постройки Монплезира, был использован при постройке казенных зданий. Центральная часть и с севера и с юга имеет по пять осей, галереи со стороны парка - по 8, разграниченные тонкими, рустованными деревянными переборками с каменными базами. Кажется, что фасад сплошь состоит из стекла, что придает ему особую легкость. С морской же стороны окна расположены не так часто, широкие промежутки с внешней стороны, как на торцах люстгаузов, отображены нишами. В отличие от прочих парковых павильонов, Монплезир - сугубо одноэтажный и не имеет крыльца - пол начинается на уровне земной поверхности. В нем есть не только голландское - внутренняя отделка на английский момент обита вощенным дубом (отсюда и нынешнее слово "обои", в петровское время бумажных обой еще не было). Во дворце по тогдашней моде имеется Китайский кабинет - комната, оформленная в китайском стиле и содержащая коллекцию китайского фарфора. К слову сказать, в те поры у нас своего еще не было. Да и сама двухъярусная крыша с переломами и пространством, через который в центральный зал проникал общий свет - не напоминает ли со стороны китайскую пагоду. И, хотя в петровское время было модно увлечение иными державами, только Монплезир смог полностью отразитьсвойственную той поре прелесть и самобытность смешения элементов, размах эпохи и стремление, "ногою твердой встать при море". В сравнительно небольшой (Петр не любил больших павильонов и комнат), четырехугольной центральной части, в самом сердце расположен центральный зал, с боков которого, примыкают по три комнаты - на западе: Морской кабинет, Спальня и Секретарская, на востоке - Буфетная, Кухня и Лаковый (Китайский кабинет. Люстгаузы, галереи, Китайский и Секретарский кабенеты расположены на одной оси, образуя общую анфиладу.
|