Send as Postcard
"Строить забавные дворцы каменною изрядною архитектурною работою". Указ Петра I за 1709 год. И, хотя указ о строительстве "забавных дворцов" последовал в 1709, первые проекты Монплезира (мое удовольствие. фр.) появились лишь два года спустя, в 1711, это были рисунки, автором которых был Петр I, сам выбравший место для создания своего приморского детища. В частности, на одном из них будующий дворец должен был представлять в плане четырехугольник, с эркером на северной, морской стороне. И, хотя этот вариант не был исполнен, план интерьеров полностью воплощен в реальность. Строительство же началось три года спустя. В 1714 году создали земляную насыпь, укрепленною кирпичной стенкой и откосом из дикого камня, сохранившегося и по сей день. В одном из склонов в последствии сделали сводчатый сток для окрестных фонтанов. В 1715 году возвели стены и кровлю. А год спустя отштукатурили изнутри и приступили к лепным работам. В 1716 году, к приезду одного из создателей - Ж. Леблона - центральная часть была уже близка к завершению. Дворец возводился по проектам видных зодчих - Жана Леблона и Никколо Миккетти, этим, несомненно объясняется объединение двух направлений - парадности французской школы, принципам которой следовал первый, а так же легкости о обаяния итальянской школы, корифеем которой был второй. Проект внутренней планировки представил немецкий архитектор Иоганн Браунштейн. В 1717 году возвели галереи. А год спустя облицевали стены Кухни и Секретарского кабинета. Над убранством дворца трудились многие заграничные мастера, Так, к примеру, известный французский скульптор Ж. Мишель и художник Филипп Пильман вместе со своими русскими учениками, художниками московской Оружейной палаты А. Захаровым, С. Бущевым и др. Дворец был завершен в 1723 году, и Петр любил его больше всего Петергофа. В 1730-е годы в нем жила его племянница Анна Иоановна, затем его сохраняли, как петровскую реликвию. До наших дней он дошел практически без изменений. Правда, сильно пострадал после наводнения 1824 года, пришлось менять оконные рамы. Во время Великой Отечественной фашисты уничтожили дубовые филенки. А в Китайском кабинете сохранилась всего лишь одна картина и его живопись воссоздавали палехские мастера. Реставрация дворца была закончена лишь в 1965 году, кроме того, его заново покрасили к трехсотлетию. Ныне дворец Монплезир в полном параде и открыт для посетителей.
|