Фото Санкт-Петербурга
Gallery: собор Спас на крови

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
Send as PostcardSend as Postcard

Двенадцать лет - с 1894 по 1906 годы - работали над северным и южным киотами мастера Екатеринбургской гранильной и Колыванской полировальной фабрик. В основе верхней части киотов - орлец (родонит), цоколь - из ревневской яшмы.
Сень (покров) над местом смертельного ранения императора была выполнена по рисунку Парланда в 1903 году, установлена четырьмя годами позже, но работа над этим шедевром русского камнерезного искусства продолжалась и после освящения храма.
В марте 1895 года Комиссия по строительству собора объявляет конкурс на создание его наружного мозаичного убранства. Его участниками стали мастера мозаичного отделения Академии художеств, мозаичисты немецкой фирмы "Пуль и Вагнер" и итальянские специалисты. Предпочтение было отдано частной мозаичной мастерской А.Фролова. Ее работы отличались меньшей массой мозаик, высоким качеством исполнения, прочностью и быстротой изготовления.
В 1899 году на колокольне храма были установлены четыре больших и несколько малых колоколов. Настраивал их ростовский священник Аристарх Израилев, пользовавшийся расположением императора Александра III. Он же руководил их отливкой в Финляндии в 1896 году. Главный колокол храма Воскресения Христова весил 1 100 пудов.
Освятил собор 19 августа 1907 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний в присутствии императорской четы, великих князей, великих княжон, министров Двора и высшего духовенства. В этот день в Спас проходили только по специальным пропускам, подписанным министром П.Столыпиным.
Таким образом, в Петербурге, на канале Грибоедова (бывшем Екатерининском) появился храм, увековечивший память о мученической кончине императора Александра II. В настоящее время это единственный сохранившийся памятник Царю-Освободителю в России.

Архитектура
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) - одна из ведущих доминант в силуэте левобережной части Санкт-Петербурга. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму, особенно эффектно воспринимается собор со стороны Невского проспекта, в перспективе канала Грибоедова. Он приковывает внимание динамичной группировкой объемов, насыщенным многоцветьем убранства и, главное, неожиданным вторжением легко узнаваемых древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города.

В историю отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции русского стиля. Зародилось это стилистическое направление в конце первой трети XIX века и просуществовало в различных модификациях до 1910-х годов. Русский стиль не был самостоятельным направлением и развивался в русле большого стиля эклектики (историзма). В этот период архитектурный образ формировался на основе "умного выбора" соответствующих прототипов, ассоциировавшихся с идейным и функциональным содержанием конкретного сооружения. Среди всех разновидностей стилизаторства русскому стилю придавалось исключительное общественно-политическое и культурное значение. Современники видели в нем самостоятельный стиль, воплощавший русские национальные идеи.
Как правило, в развитии русского стиля выделяют два этапа.
Первый из них (1830-е - 1850-е гг.) - ранний, когда за прототипы берутся русские храмы XV - XVII вв. Наряду с использованием архитектурных деталей древнерусской и византийской архитектуры чувствуется значительное влияние академизма. Лидером этого этапа стал архитектор К.А.Тон, создавший официально-академический вариант стиля (официальный по идейному содержанию, академический по методу интерпретации прообразов). Для сооружений Тона, наряду с использованием элементов русского церковного зодчества, характерны преувеличенная монументальность, тяжеловесность, подчеркнутая центричность, геометрическая сухость общих форм и декоративных деталей.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.