Фото Санкт-Петербурга
Gallery: собор Спас на крови

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
Send as PostcardSend as Postcard

прикрытые декоративными решетками. Главный купол обогревали чугунные батареи, пар к которым подавался по медному паропроводу через чердак большой апсиды. Вытяжные каналы располагались в нижней части стен, под каменными скамьями.
Дым от котлов по подземным каналам выводился через одноэтажное здание в Михайловском саду. Здесь же размещался резервуар для хранения нефти, сообщающийся при помощи трубопровода с подвалом собора.
Дождь и снег с кровли собирались при помощи системы наклонных желобов к приемным чашам, расположенным по углам кровли. Затем по водосточным трубам, уходящим в тротуар, влага отводилась в дождевой коллектор. Вся водоотводная система была выполнена из меди. Оригинально решил Парланд проблему отвода конденсата, который образовывался при проведении богослужений.
Под окнами собора были смонтированы медные наклонные лоточки для сбора конденсата, который по трубопроводам уходил в систему водоотвода.
Архитектор тщательно продумал, как в Спасе на крови будут очищать мозаики, мыть окна и менять электролампы в паникадилах. Для этого была предусмотрена система лебедок, установленных на чердаках главной кровли. К их тросам, пропущенным через отверстия в куполах, подвешивалась специальная люлька для выполнения работ.
Цоколь собора облицевали гранитом рабочие скульптурной мастерской Гаэтано Бота с 1888 по 1901 годы.
Эстляндский мрамор для облицовки стен Спаса поставляла фирма "Кос и Дюрр".
Металлоконструкции для девяти глав собора изготовили на Петербургском металлическом заводе в 1895 - 1896 годах.
С самого начала освещение храма было электрическим, трехфазного переменного тока напряжением 120 В. Длина магистральной скрытой проводки составляла 1250 м, распределительной - около 3 000 м. Собор освещали 1689 электроламп. Монтаж электрооборудования производила фирма "Шуккерт и Ко" в 1906 году.
В Спасе было предусмотрено три вида освещения: дежурное, обычное и парадное. К обычному относились 6 люстр, 4 бра и 4 фонаря. Парадное использовали не столько для освещения, сколько для подсветки "особо чтимых церковью" иконописных сюжетов. Так, для "Пантократора" в центральном барабане купола устроили орнаментальную корону с 288 электролампами.
Для подсветки малых куполов смонтировали малые короны, рассчитанные на 32 лампы в каждом кольце.
Парадное освещение предусматривало и подсветку алтарных апсид. По краю апсидной арки была проложена изогнутая металлическая трубка с патронами на 276 электроламп.
В июле 1897 года состоялось торжественное поднятие креста высотой около 4,5 м на главу шатра главного купола. Совершил молебен и освятил крест митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий. Купола Спаса на крови - новое решение для храмового зодчества. Впервые Парланд применил здесь ювелирные эмали белого, желтого, зеленого и голубого цветов, поставленные фабрикой А.М.Постникова.
По периметру фасада Спаса в 1905 году были установлены 20 досок из норвежского темно-красного гранита с начертанными на них основными деяниями Александра II.
Резной мраморный иконостас собора был изготовлен по рисункам А.А.Парланда в Генуе, фирмой Джузеппе Нови. Работы завершились в 1907 году, а в августе 1903 года в Санкт-Петербург были доставлены ящики с мозаичным мраморным полом, изготовленным мастерами этой же фирмы. Площадь пола - 650 кв.м, толщина верхнего слоя мрамора - 5 мм, его арабески набраны из мраморов различных цветов. Сразу же после освящения и открытия храма, пол для защиты от истирания был покрыт тканым ковром.
Царские врата для иконостаса изготовили в мастерской братьев Грачевых в 1900 году. Их декор был выполнен московскими ювелирами.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.