Фото Санкт-Петербурга
Gallery: собор Спас на крови

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
Send as PostcardSend as Postcard

Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (в миру Малышев). Император принял этот проект "в целом", с условием дальнейшей доработки.
Первоначально предполагалось построить пятикупольный храм и его колокольню на другом берегу Екатерининского канала, не там, где было совершено цареубийство. Колокольня должна была соединяться с церковью галереей, перекинутой через мост. С юга, перпендикулярно церкви, планировалось устроить галереи, в которых собирались разместить образа, пожертвованные храму со всей России. В четырех башнях галерей намечали устроить нечто вроде исторического музея, посвященного погибшему императору. На месте смертельного ранения предполагалось установить балдахин (сень), поддерживаемый четырьмя колоннами, по образцам древней русской архитектуры.
Для доработки собственного проекта Парланд набирает штат помощников, и доводит его до стадии, когда можно было начинать строительство.
В конце марта 1883 года царь одобрил состав Комиссии по строительству собора, возглавил которую великий князь Владимир Александрович. На первом заседании Комиссии по предложению архимандрита Игнатия будущий храм решено было именовать во имя Светлого Воскресения Христова.
Торжественная закладка храма состоялась 6 ноября 1883 года, в присутствии митрополита Исидора и императорской четы. Перед этим часть чугунной решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью смертельно раненого Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.
После утверждения сметы - 3 600 000 рублей серебром - началось возведение храма Воскресения Христова.
Собор возводился 24 года. Особенно сложно было готовить подземную часть сооружения из-за водонасыщенных пылеватых песков и близости Екатерининского канала (в настоящее время - канал Грибоедова).
По периметру будущего здания сделали деревянные шпунтовые перемычки с глиняным замком между ними. Диаметр свай составил 30 см, длина каждой сваи - 10 м. Расстояние между рядами - 2 м. Со стороны канала сваи были забиты в три ряда, между ними закладывалась кембрийская глина в качестве гидроизолятора. Шпунтовые перемычки устанавливали на расстоянии 6,5 м от фундамента собора, высота которого достигала 7 м.
Глиняный замок надежно защищал котлован при строительстве, а затем и подземную часть храма от подтопления грунтовыми водами со стороны Михайловского сада и от фильтрата со стороны канала.
Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга Парланд отказался от свайного фундамента.
Спас на крови установлен на сплошной бетонной подушке толщиной 1,2 м с отметкой подошвы -2,5 м от уровня воды в канале. Выше подушки с отметки пола подвала +0,26 м сделана сплошная бутовая кладка на цементном растворе. Фундаменты под стенами - из путиловской плиты. Выложенные из кирпича российского завода "Пирогранит" стены были облицованы зигерсдорфским кирпичом, привезенным из Саксонии, наружный цоколь - гранитом. Основные несущие конструкции храма - кирпичные стены и пилоны.
Для Спаса была выполнена система молниезащиты, громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни, а контуры заземления располагались по южной и северной сторонам звонницы.
Так же, как Монферран в Исаакиевском соборе, Парланд при создании храма Воскресения Христова применил все передовые в то время достижения строительной науки и техники.
В 1899 - 1907 годах на Спасе была установлена оригинальная система воздушного отопления, разработанная в бюро инженера С.Я.Тимоховича. В подвале установили два паровых котла, в отдельных отсеках - восемь калориферов. По каналам, проложенным в стенах храма, теплый воздух поступал в интерьер и выходил через квадратные отверстия,

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.