Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

дворец А.Д.Меншикова
Send as PostcardSend as Postcard

(подробнее) Санкт-Петербург гордится многочисленными памятниками искусства, истории, архитектуры. Особенно ценны сооружения периода основания города на Неве, бурной событиями петровской эпохи, которых сохранилось совсем немного. Среди них - дворец Меншикова на Университетской набережной Васильевского острова. Судьба была немилостива к нему. Превращенный после смерти владельца в закрытое военное учебное заведение, он постепенно утрачивал дворцовый облик. Только в наше время возрожденный дворец открыл свои двери. В 1981 году Государственный Эрмитаж развернул здесь экспозицию «Культура России первой трети XVIII века».
Начало истории «палат», как называли тогда дворец, восходит к августу 1710 года, когда после победы русской армии под Полтавой и взятия Выборга начался новый этап строительства Петербурга. Россия прочно закреплялась на отвоеванных балтийских берегах, и дворец Меншикова, первого генерал-губернатора Петербурга, должен был достойно представлять новую столицу государства. Он служил одновременно и жилым, и административно-общественным зданием.
Кроме каменных «палат» на территории обширной усадьбы Меншикова на Васильевском острове были возведены деревянные хоромы - Посольский дворец, мазанковая церковь Воскресения, каменный двухэтажный дом управляющего, а также хозяйственные постройки и огромный сад.
Строительство велось «с поспешанием», и осенью 1711 года здание, видимо, было подведено под кровлю и частично отделано, так как в «Юрнале» Петра I имеется запись от 1 октября, что в этот день «было новоселье в палатах у светлейшего князя». Однако сооружение дворца на этом не закончилось. На протяжении 17 лет его увеличивали, заново украшали, и постепенно он стал самым большим и роскошным в Петербурге. К 1725-1727 годам он был закончен и представлял собою в плане огромный замкнутый четырехугольник с двумя внутренними дворами и проездными воротами на север, восток и запад; с внутренними дворовыми галереями-переходами на уровне второго этажа, оформленными в виде аркад. Центральный четырехэтажный корпус по берегу Невы был решен как трехчастное здание с выделенным центром под высокой железной кровлей «с переломом». С запада к нему примыкало двухэтажное крыло - галерея и «наугольные палаты». Под симметричное восточное крыло в 1727 году успели лишь заложить фундамент. Четырехэтажные боковые флигеля (западный и восточный) замыкались двухэтажными дворовыми. Центральный вход во дворец выделяли высокое крыльцо на деревянных колоннах, каменный портал и балюстрада со статуями на кровле. Боковые ризалиты - выступающие части центрального корпуса - завершали затейливые фигурные фронтоны, декорированные вазами и княжескими коронами.
Вначале палаты строились «под смотрением» итальянца Джованни Марио Фонтана (1710-1712(?), а в 1713-1727 годах - «мастером палатного и гипсового дела» Готфридом Иоганном Шеделем. Кроме Г.-И. Шеделя в сооружении и отделке дворца принимали участие и другие архитекторы - в первую очередь Доменико Трезини, а также работавшие в то время в Петербурге Б.-К. Растрелли, Г. И. Маттар-нови и Ж.-Б. А. Леблон. Идеи архитекторов-иностранцев воплощали в жизнь русские мастера-строители, которых собирали со всех концов России. На строительстве дворца работали известные своим мастерством каменщики-суздальцы и штукатуры-костромичи, а плотничали козловские и тамбовские крестьяне. Строителями дворца на протяжении 17 лет были суздальцы Михаил Васильев и Василий Кириллов; костромичи Егор Максимов «со товарищи»; столяры Дементий Иванов и Федот Максимов; резчики Федор Ульянов и Ерофей Савельев; живописцы Андрей Петров, Савелий Родионов; кафельник Василий Яковлев и многие другие.
Трудом архитекторов разных национальностей и творческих направлений, мастеров различных специальностей, представлявших лучшие строительные школы России, постепенно был создан оригинальный, не имеющий прямых аналогий облик дворца. Как страницы старой книги «читают» его современные архитекторы и историки искусства.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.