Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

дворец А.Д.Меншикова
Send as PostcardSend as Postcard

Во дворце устраивались блестящие дипломатические приемы, ассамблеи и свадьбы вельмож, отмечались памятные даты первых побед в Северной войне. Первый президент военной коллегии, Мен-шиков занимался здесь делами по организации армии и строительству города. В его приемных писали деловые бумаги, выдавали задания архитекторам, скульпторам, граверам и художникам, обсуждали задачи строительства флота и портов, стекольных заводов и пильных мельниц, организации жизни молодого города.
Таким образом, архитектура, внутренняя отделка и убранство здания были обусловлены не только личными вкусами хозяина, но и его общественным положением и значением дворца в жизни новой столицы. Дворец Меншикова стал одним из первых и самых ярких примеров воплощения новых веяний как в архитектуре, так и в образе жизни.
Архитектура дворца вобрала в себя достижения в строительстве роскошных палаццо итальянского барокко и классически строгих городских особняков Франции. Согласно вкусам и требованиям времени планировка здания была центричной и строго симметричной, а помещения располагались анфиладой, как бы нанизанные на одну ось. Небольшие и невысокие комнаты со светлыми стенами и потолками, отделанными фаянсовыми плитками, шелками и живописью, с большими остекленными окнами и дверями были чисты, уютны и отвечали новым требованиям комфорта.
Во втором парадном этаже кроме зала и двух приемных по его сторонам (в 1740-х годах включенных в пространство церкви Кадетского корпуса) согласно европейским обычаям размещались две «половины»: хозяина (на восток) и хозяйки (на запад), состоявшие примерно из одинаковых по количеству и назначению комнат. В восточном крыле дома располагались детские покои, а в западном, кроме жилых комнат, - домашняя молельня.
Служебные помещения цокольного и первого этажей были устроены согласно старому обычаю - со сводчатыми потолками, беленными известью стенами, дощатыми полами и дверями простой плотничной работы, завершающимися арочными перемычками.
По свидетельству современников, многочисленные помещения дворца были отделаны и обставлены с роскошью и затейливостью. К настоящему времени сохранилась отделка пяти комнат восточной части дворца на «половине» Меншикова и двух комнат его свояченицы Варвары Арсеньевой, относящаяся к 1717-1720 годам.
Четыре помещения декорированы голландской бело-синей фаянсовой плиткой. Сведения об убранстве дворцовых покоев плиткой впервые прослеживаются в документах 1717 года, когда Меншиков предпринял заново отделку многих комнат к возвращению Петра I из путешествия в Западную Европу. Во дворце до 1727 года было создано 13 помещений, декорированных плитками, в том числе с панелями из натурального или окрашенного дерева, со стенами, целиком отделанными плитками, и, наконец, комнаты, облицованные плитками полностью, включая и потолок. Очевидно, идея использования в отделке интерьеров плитки возникла в России после знакомства с голландскими жилыми домами и дельфтскими фаянсами. Не последнюю роль сыграла и европейская мода. В Петербурге применялись сначала привозные, а несколько позднее, с 1720-х годов, и местные плитки. Их производство было налажено в окрестностях Петербурга, в частности на кирпичном заводе в Стрельне, а у Меншикова были при доме и свои кафельники.
Ансамбль сохранившихся во дворце «плитковых» покоев можно считать уникальным, потому что подобные интерьеры, в которых не только стены, но и потолки облицованы плитками, в Западной Европе не сохранились.
В течение более чем двух с половиной столетий плитки не могли сохраниться полностью, их утраты восполняли (по крайней мере в первой половине XVIII века) из плиткового декора остальных помещений дворца.
Кроме голландских плиток и русских изразцов в отделке дворцовых помещений широко применялось дерево как натуральное (дуб, орех), так и окрашенное (сосна). Об этом имеется свидетельство архитектурного гезеля (ученика) И. Я- Бланка, осматривавшего дворец в 1730 году перед устройством в нем Кадетского корпуса. Он писал: «...имеются покои, убранные разными деревами, також и поставцы, и шкапы ореховые, и панели, и двери светлые...» Великолепна отделка наборным деревом кабинета Меншикова - Ореховой.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.