Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

дворец А.Д.Меншикова
Send as PostcardSend as Postcard

Большую роль в создании художественного облика дворца в первой четверти XVIII века играла и монументально-декоративная живопись. О том, что живописные плафоны и росписи на стенах имелись во многих парадных комнатах, можно судить по потолку Ореховой, фрагментам в предспальне и на парадной лестнице. Это подтверждают и архивные документы. В предспальне, например, под облицовкой из плиток найдены фрагменты двух росписей потолка. Один из них имитирует лепные орнаменты, другой изображает вазу с тюльпанами.
Дворец украшали живописью мастера Оружейной палаты, а также приезжие художники, вероятно Л. Каравак, Ф. Пильман и Б. Тарсия.
Мастерам Оружейной палаты принадлежит первый слой росписи потолка Ореховой, выполненный в технике темперно-масляной живописи и представляющий собой пятичастную композицию: в центре - фигура воина с атрибутами победителя, в углах - эмблематические изображения с девизами на фоне пейзажа. Например, рука, сжимающая скипетр, сопровождается девизом «смелством и все будет», а столп с ключом и мечом на фоне моря - словами «иде правда и вера ту и сила прибудет». Изображение фигуры воина с чертами лица Петра I довольно хорошо сохранилось, несмотря на то что было повреждено последующей побелкой. Видимо, оно было выполнено в ярких, плотных декоративных цветах, среди которых преобладали красные и синие. Угловые композиции написаны менее опытной рукой в технике тонового письма - гризайль, подражающей скульптурной лепке. Эту роспись во дворце можно считать наиболее ранней из сохранившихся произведений монументальной живописи на светскую тему в России. Второй сохранившийся слой росписи (в северозападном углу Ореховой) исполнен двумя-тремя годами позднее другим мастером и изображает купидонов, держащих в руках цветущую гирлянду.
Завершил отделку Ореховой исполненный в 1717-1718 годах маслом на холсте плафон работы французского живописца Ф. Пиль-мана. На золотом фоне - фантастическое переплетение легких ажурных гирлянд, перьев, цветов, головки полулюдей-полуптиц и женские лица на раковинах - как бы пышных воротниках. Легкая, нарядная живопись выполнена в красно-коралловых и оливково-зеленых тонах. Виртуозность рисунка, изящество композиции, построенной на вариациях мотивов растительного и животного мира, являются отличительными чертами этой великолепной живописи.
В 1722 году во дворце вновь проводились большие живописные работы, связанные с именем венецианского мастера Б. Тарсия. Из документов следует, что Тарсия расписывал два помещения дворца,
ричем не только потолки, но и стены, а также, вероятно, исполнил плафон для Большого зала.
К отделке дома Меншикова были привлечены лучшие художественные силы Петербурга того времени, здесь использованы многие новейшие приемы декора, в том числе лепка из алебастра. На потолке передней сохранились лепные рельефы с фигурами мифологических персонажей, олицетворяющих богинь плодородия (Деметра с колосьями и корзиной изобилия) и правосудия (Фемида с весами). Автор этих превосходных медальонов пока неизвестен.
В дальнейшем при жизни Меншикова (до 1727 года) во дворце производились лишь незначительные переделки, в том числе достройка балкона на южном фасаде, обивка палат шпалерами и украшение их резьбой, а также некоторые живописные работы.
После смерти Петра I в 1725 году Меншиков два с половиной года фактически управлял страной из своего дворца на Васильевском острове. Борьба за власть окончилась для него арестом в сентябре 1727 года, конфискацией имущества в пользу царского дома и ссылкой со всей семьей в Березов (в 929 верстах от Тобольска). В 1729 году Меншиков умер.
В 1731 году последовал указ о передаче здания вновь создаваемому Кадетскому корпусу. Кадетский корпус в середине и второй половине XVIII века был не только военным учебным заведением, но, по словам историка А. Висковатого, «колыбелью славы многих героев и знаменитых мужей России», «колыбелью ее театра и трагедии». Из стен Кадетского корпуса вышли: известный поэт, драматург и сатирик А. П. Сумароков; первый актер русского профессионального театра Ф. Г. Волков; поэты-декабристы К. Ф. Рылеев и Ф. Н. Глинка.
Начинался новый этап в истории дворца. В нем велись сначала ремонтные работы, а затем и перестройки в связи с приспособлением здания для новых целей. В результате оно постепенно утрачивало свой дворцовый облик, за исключением личных покоев Меншикова, в которых помещались Дирекция, Совет, а с 1890-х годов - музей Кадетского корпуса. В 1730-1740 годах ремонты и перестройки велись под руководством И. Я- Бланка, М. Г. Земцова, Ф. М. Исакова, Д. Трезини и Дж. Трезини. В 1740 году во дворце пришлось начать крупные ремонтные работы, ибо к тому времени «...во многих покоях потолочные брусья и полы сгнили и обмазка пообвалилась, печи и трубы худы, над большими Палатами железная кровля вся ветха».
Изменился и фасад дворца. Высокую мансардную кровлю заменили двускатной, возможно, в связи с общими рекомендациями Комиссии о строении С.-Петербурга, изложенными в трактате «Должность архитектурной экспедиции» следующим образом: «...а здесь без всякой пользы такие ж кровли поныне были деланы и против простой кровли излишнее иждивение во оные употребляемо было и сверх того во время пожара наивяще страх и опасность находилась...» Фронтоны на ризалитах вместо фигурных были выполнены треугольными, взамен центрального аттика появился лучковый фронтон с эмблемой Кадетского корпуса. Вместо поэтажных пилястр, членящих весь фасад здания, два верхних этажа центра южного фасада объединили пилястры большого ордера, уже распространенного в архитектуре Петербурга. Подверглось переделке и наружное крыльцо. Обветшавшие, вероятно, к тому времени деревянные колонны, поддерживавшие балкон, заменили каменными столбами. В 1742-1745 годах был переделан под церковь корпуса Большой зал. Сначала церковь устроили в зале и двух прилегающих приемных без больших изменений, «малым иждивением». В 1768 году церковный зал из односветного был сделан двусветным, увеличен за счет западной комнаты и получил новый декор в стиле классицизма, сохранив, однако, пилястры на стенах и бело-золотую окраску. По свидетельству современников, к 1785 году церковь была вновь «великолепно перестроена и внутри богато украшена». К 1767 году вокруг Меншиковского дворца сложился комплекс зданий Кадетского корпуса, а сам он приобрел облик, который запечатлен на плане Васильевского острова Сент-Илера.
Архитекторами Кадетского корпуса и преподавателями в нем во второй половине XVIII века были И. Е. Старов, Ю. М. Фельтен (до 1774 года) и В. И. Баженов. С именем Фельтена связывают строительство северо-восточного крыла дворца и отделку зала для встреч кадетов с родителями.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.