Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

дворец А.Д.Меншикова
Send as PostcardSend as Postcard

В самом конце XIX века (в 1888-1896 годах) во дворце впервые производились работы, которые можно назвать реставрационными, то есть имеющими цель сохранить и восстановить в первоначальном виде отделку некоторых комнат. Эти работы коснулись прежде всего сохранившихся покоев Меншикова и двух комнат Арсеньевой. Причины интереса к состоянию дворца крылись в атмосфере пореформенной общественной жизни России, возросшем тогда интересе к национальным культурным традициям и ценностям. Комиссия по реставрации дворца Меншикова детально обсудила вопросы реставрации окон, дверей, паркетов и сохранения живописного плафона в Ореховой.
При реставрации четырех «плитковых» комнат 5700 недостающих плиток заказали по сохранившимся образцам в Голландии. Но этого оказалось недостаточно, и небольшое количество сделали на месте.
Восстановленные исторические помещения были отданы под музей Кадетского корпуса.
В 1890-х годах Меншиковский дворец привлек к себе внимание историков искусства. О нем писали академик И. Э. Грабарь, профессор В. Я. Курбатов и другие, раскрывая художественное и историческое значение этого ценнейшего памятника раннего Петербурга.
В первые послереволюционные годы (до 1924 года) во дворце сохранялся музей, а затем его коллекции были переданы в разные музеи (художественные и бытовые - в Государственный Эрмитаж). Здание было взято под государственную охрану как памятник архитектуры и использовалось различными учебными заведениями.
В 1956 году по инициативе Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда и при активном содействии Ленинградского городского исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся началась реставрация дворца. Специалисты объединения «Реставратор» провели натурные исследования здания; известный ленинградский историк архитектуры А. Н. Петров изучил его строительную историю. Проектные работы велись первоначально известным реставратором памятников петровского времени архитектором А. Э. Гессеном, а с 1975 года - К. А. Кочергиным (Ленжилпроект), архитекторами Эрмитажа Г. В. Михайловым, В. К. Галочкиным и И. В. Бурковской, под контролем Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда (архитектор Г. Г. Гетманская), консультантов-архитекторов А. А. Кедрин-ского и И. Ш. Шевелева, искусствоведов Ю. М. Денисова, Н. В. Каля-зиной и Ю. В. Трубинова. Большую помощь реставрации оказали члены Общества охраны памятников.
Исследование здания (было проведено около 500 раскрытий) выявило систему его пропорций. Были обнаружены элементы уникальных первоначальных конструкций, архитектурных и декоративных деталей фасадов и интерьеров (деревянные перекрытия, белокаменные резные капители, фигурные кирпичные полы, оконные и дверные заполнения) - многие реалии, которые заставили изменить прежние оценки архитектурных и художественных достоинств дворца, создали основу для утверждения проекта реставрации фасадов и кровли здания в первоначальном виде, какими они были в первой трети XVIII века.
Все сложные общестроительные работы по гидроизоляции стен и укреплению конструкций выполнил трест № 1 капитального ремонта города Ленинграда.
Реставрацию интерьеров осуществляли мастера объединения «Реставратор»: декоративную лепку - бригада В. А. Васильева; воссоздание живописных фаянсовых плиток - бригада Б. А. Мицкевича; возрождение живописи -Б. Н. Косенков, В. И. Лаврухин, Л. В. Плав-кова, Я. А. Козаков, Б. Л. Голованов, Б. Н. Лебедев и многие другие.
Коллектив реставраторов и научных сотрудников Государственного Эрмитажа продолжил реставрацию интерьеров дворца и подготовил экспозицию, отражающую разные стороны культуры русского общества первой трети XVIII века, таланты ее творцов, труд советских архитекторов.
Произведения искусства конца XVII -первой трети XVIII века (картины, скульптура, гравюры, мебель и др.) из фондов Государственного Эрмитажа, в том числе принадлежавшие Меншикову, воссоздают характерные для того времени интерьеры дворца одного из крупных и колоритных русских государственных деятелей петровского времени.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.