Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Медный всадник
Send as PostcardSend as Postcard

Голова Петра. К тому времени Мари Анн Колло уже была известна в Петербурге по талантливым скульптурным портретам, до сих пор хранящимся в Эрмитаже. Еще задолго до создания головы Петра она стала членом Российской Академии художеств. Но вошла в историю как соавтор Фальконе по созданию великого монумента.
Едва ли профессор Фальконе, приступая к работе над статуей, мог предположить, что однажды дойдет до полного отчаяния от сознания собственного бессилия при моделировании головы Петра. Трижды он лепил эту удивительную голову, трижды, как ему казалось, был близок к успеху, и трижды императрица отвергала его модели из-за отсутствия сходства с оригиналом. И в тот момент, когда ситуация грозила стать драматической, Мари Анн Колло, давняя ученица скульптора, приехавшая с ним в Россию и ставшая его постоянной помощницей, предложила вылепить эту голову самостоятельно. Работая над головой всадника, Колло использовала гипсовую маску, снятую еще при жизни Петра скульптором Б. К. Растрелли. Успех был полный. Модель была показана Екатерине II и вызвала ее восторженное одобрение. Ваятельнице была назначена пожизненная пенсия. Отдал должное ученице и скульптор. Фальконе постоянно подчеркивал равноправное участие Колло в работе над памятником. Получив в 1788 году по случаю открытия монумента Петра Первого золотую и серебряную медали, одну из них - серебряную - он отдал ей.
Но до открытия памятника было еще далеко. Около трех лет ушло на подготовку к отливке статуи в металле. Отливка началась в 1774 году, и сразу же возникли огромные трудности: размеры скульптуры были громадны, конфигурация сложной; толщина бронзовых стенок в передней части статуи должна была быть значительно меньше толщины стенок в ее задней части. Таким образом, передняя часть становилась легче, а задняя, на которую приходилась основная нагрузка, - массивнее. Без этого огромная статуя, имевшая всего три точки опоры, не приобрела бы необходимую устойчивость.
Чтобы избежать образования швов между отдельными частями статуи, Фальконе решил отлить ее за один прием. Но сделать это не удалось. 24 августа 1774 года во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар, и лишь самоотверженность и находчивость литейного мастера Е. Хайлова позволила погасить пламя; но вся верхняя часть отливки - от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить.
Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но зато вторая отливка прошла без происшествий. Еще год ушел на соединение частей скульптуры, заделку шва, чеканку и шлифовку. В память о завершении отделки памятника Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Но дожидаться открытия памятника он не стал. В августе 1778 года он покинул Россию, не имея сил терпеть несправедливые упреки и мелочное вмешательство в свою работу, прежде всего со стороны Бецкого. С ним поступили так же, как с Растрелли. К счастью, Фальконе удалось полностью воплотить свой замысел. А работы по подъему и установке монумента выполнил архитектор Ю. Фельтен по расчетам Фальконе.
Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года. К этому дню закрывавший его высокий забор сменила ограда из обтянутых полотном щитов, раз-рисованных горными пейзажами. Вокруг памятника выстроились полки-15 тысяч человек. На Сенатской площади и на крышах домов - тысячи людей. На шлюпке от Зимнего дворца прибыла императрица. Она появилась на балконе Сената в парадном облачении - в короне и в порфире. По ее знаку полотнища с дикими горами упали, и перед войсками и народом предстал всадник, вскачь берущий крутую скалу. Момент открытия памятника, изображенный на рисунке А. П. Давыдова, напоминает взлет космической ракеты: отпадающие от монумента щиты - ив клубах порохового дыма многотысячного салюта возносящийся над толпой, над городом «Медный всадник».
Главной героиней дня была Екатерина II. В свое время она мудро отказалась от собственного монумента, зато теперь у нее был общий памятник с Петром Великим. Надпись на постаменте: «Петру I - Екатерина II» - как бы уравнивала ее с Петром.
Фальконе не было на открытии памятника, но его никто и не вспоминал.
«День открытия памятника, - писал М. И. Пыляев, - был ознаменован многими милостями, и на открытие была выбита медаль. Большую такую золотую медаль получил присутствовавший на торжестве столетний старец... вступивший в морскую службу еще в 1715 году.
В этот день был прощен И. И. Голиков, несостоятельный должник. По преданию, он пришел на площадь, упал на колени и здесь дал клятву всю свою жизнь посвятить написанию истории Петра, что и исполнил честно, издав такой истории 30 томов». Материалы, собранные Голиковым (документы, мемуары, дневники петровского времени), использовал Пушкин, работая над историей Петра.
Сенатская площадь имела в то время гораздо более скромный вид, чем теперь, и это даже усиливало впечатление от монумента.
Сорок лет спустя площадь преобразилась. Теперь слева от памятника Петру возвышался великолепный Конногвардейский манеж, построенный Д.Кваренги в 1804-1807 годах, к столетию Конной гвардии; справа, в отдалении, простиралось Адмиралтейство, перестроенное Захаровым и окруженное бульваром, разбитым на месте засыпанного рва. Перед памятником Петру - новый Исаакиевский наплавной мост, украшенный фонарями и решетками; а за памятником - окруженный высоким серым забором - ринальдиевский Исаакиевский собор, так неудачно достроенный В. Бренна и теперь перестраиваемый О. Монферраном в соответствии с великолепным архитектурным окружением Сенатской площади.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.