Фото Санкт-Петербурга
Gallery: Адмиралтейство

 
Петропавловская крепость

Адмиралтейство

Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, Медный всадник и Английская набережная

Исаакивский собор

Дворцовая набережная, площадь

Университетская набережная, Стрелка Васильевского острова

Петровская набережная и Петроградская сторона

Невский проспект

Площадь Искусств, Манежная и Итальянская улица

собор Спас на крови

Инженерный замок

Московский проспект Сенная площадь

Загородный поспект, Владимиркая площадь, улица Рубенштейна

Фонтанка

Мойка

Канал Грибоедова

Улицы Санкт-Петербурга

Адмиралтейство
Send as PostcardSend as Postcard

Примеров подобной гармонии не столь уж много в истории мировой архитектуры.
Каждый из боковых корпусов Адмиралтейства отмечен тремя дорическими портиками: двенадцатиколонным с фронтоном - посредине - и шестиколонными с аттиками- по сторонам. Колонные портики - главные архитектурные элементы здания, на их ясном, закономерном чередовании построено многообразие фасадов. Боковые фасады повторяют композицию боковых частей главного фасада.
Три элемента в своем сочетании создают впечатление грандиозности и торжественности: белоколонные 4пор-тики; куб с башней и золотым шпилем; гладкие желтые стены, оживленные редко расставленными окнами со скромными наличниками.
Растянутость здания находится в полной гармонии и с простором примыкающих к нему площадей, и с широкой Невой. Адмиралтейская башня со шпилем царствует над округой, подчиняя себе все архитектурные элементы.
Учитывая, что роль башни в оформлении трех центральных площадей значительно возросла, Захаров, сохранив основу старой башни, изменил ее силуэт и архитектурную трактовку. Он прорезал массивный кубический устой башни триумфально оформленной аркой, которую украсил по сторонам группами трех морских нимф.
Под стать самому зданию были и его скульптурные украшения (приходится писать «были», поскольку не все они, к сожалению, сохранились). Синтез скульптуры и архитектуры - одна из характернейших особенностей Адмиралтейства. Над входной аркой расположен главный барельеф - «Заведение флота в России», выполненный И. И. Теребеневым. Он посвящен прославлению морского могущества страны. На барельефе изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец -символ власти над морем, а неподалеку от него - и сама Россия в облике молодой женщины с рогом изобилия и геркулесовой палицей в руках. Тут же - Минерва, Меркурий и Вулкан, прославляющие Россию и Петра, а чуть поодаль - Слава, несущая русский флаг над океаном, по которому в окружении морских божеств плывут корабли. Непосредственно над аркой ворот - еще две аллегорические фигуры: крылатые гении Славы, скрестившие над русским гербом победные знамена.
Но пожалуй, не будет преувеличением сказать, что особенно знаменитыми стали монументальные фигуры
Главный барельеф - «Заведение флота в России».
трех морских нимф, поддерживающих небесные сферы. Они стоят на пьедесталах по обе стороны главных ворот, полные силы и спокойствия, ослепительно белые на фоне гладко-желтых стен. Эти прекрасные фигуры изваяны известным русским скульптором Ф. Ф. Щедриным.
На парапете башни установлены статуи героев древности- Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахилла. Они как бы смягчают переход от массивного основания башни к легкому второму ярусу. Стройная ионическая колоннада, окружающая башню, украшена еще двадцатью восемью статуями - по числу колонн. Они аллегорически изображают четыре времени года, четыре стихии - воду, воздух, огонь и землю, четыре ветра - южный, западный, северный и восточный,
Ионическая колоннада главной башни и статуи у основания купола.
богиню материнства и плодородия Изиду, богиню астрономии Уранию и др. Эти скульптуры, в свою очередь, смягчают переход от колоннады к куполу, фонарю и шпилю.
Левый фронтон главного фасада украшен барельефом, изображающим богиню правосудия Фемиду. Она держит в руках лавровые венки - для награждения героев, совершивших ратные подвиги во славу Родины.
На барельефе правого фронтона изображена Фемида, готовая передать венки славы всем мастерам, «художникам своего дела», - пастуху и землепашцу, ткачу, виноделу, стеклодуву.
Композиции фронтонов боковых фасадов аналогичны: на одном из них, обращенном к «Медному всаднику», - Славы, венчающие Военные подвиги, на другом, против Зимнего дворца, -Славы, венчающие Науку.
Все эти скульптурные украшения выполнены также
И. И. Теребеневым.
О скульптурах, украшающих Адмиралтейство, было сказано немало восторженных слов. Вот как писал о четырех воинах на парапете башни большой знаток Петербурга профессор В. Курбатов:
«Едва ли за всю историю искусства можно найти что-нибудь равное по красоте силуэтам воинов на фоне темной петербургской лазури. Даже пышно развевающиеся одеяния святых на Латеранском соборе менее эффектны, чем эти одинокие классично-спокойные фигуры».
Из внутренних помещений Адмиралтейства, сохранивших первоначальный вид, привлекает внимание парадный вестибюль с широкой лестницей, ведущей на второй этаж. Подножие лестницы с обеих сторон украшают статуи Геракла и Афины Паллады, выполненные И. И. Теребеневым. Над аркой вестибюля - двойная колоннада второго этажа.
Творение Захарова получило заслуженное признание еще у его современников.
«Сие важное и полезное здание принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества», - писал в 1825 году Павел Свиньин, литератор и издатель «Отечественных записок».
А вот выдержка из статьи конференц-секретаря Академии художеств В. Григоровича «О состоянии художеств в России», опубликованной в 1826 году:
Морская нимфа, поддерживающая небесную сферу.
«...Главное Адмиралтейство в С.-Петербурге - здание огромнейшее и, можно сказать, единственное по чистоте архитектуры, согласию частей, соразмерности во всем и изящному стилю... Захаров утвердил вкус чистый, нынешним художникам остается идти прямым путем».
Адмиралтейство, созданное Захаровым как символ морской славы России, стало в то же время и символом русского национального зодчества, поэмой из камня, драгоценным украшением города на Неве.
Преодолев Ветров злодействе) г1
И вьюг крутящуюся тьму, Над городом Адмиралтейство Зажгло бессмертную иглу.
Чтоб в громе пушечных ударов В Неву входили корабли, Поставил Андреям Захаров Маяк отеческой земли, -
писал ленинградский поэт Всеволод Рождественский.
* * *
Построенное как верфь и как административное здание, Адмиралтейство, однако, постепенно теряет это свое значение1.
В начале XIX века Министерство военно-морских дел заняло часть адмиралтейских помещений под различные флотские ведомства, в частности под Главное присутствие.
По-прежнему располагались в Адмиралтействе Морской музей, начало которому было положено еще Петром I, и библиотека при нем. Основу ее книжного фонда составила библиотека, купленная адмиралом Чичаговым в Копенгагене, и пожертвования частных лиц. К 80-м годам прошлого века она насчитывала около 30 тысяч томов на 18 языках по всем отраслям наук. Кроме того, в ней хранились редкие рукописи на азиатских и европейских языках.
В пушкинские времена - как раз в тот период, когда Захаров и его преемники осуществляли перестройку Адмиралтейства, - директором Морского музея и библиотекарем был человек, отличавшийся разносторонними
1 При Петре I в Адмиралтействе было построено более 40 кораблей, а до 1825 года, когда оно почти утратило значение как верфь,- 253.
дарованиями. Звали его Ксавье де Местр. Дворянин, уроженец Савойи (род. в 1763 г.), бывшей тогда частью Сардинского королевства, сын президента савойского сената, он после присоединения Наполеоном Савойи к Франции эмигрировал в Пьемонт. Там граф Ксавье де Местр примкнул к войскам Суворова, совершавшим свой легендарный альпийский подод, и вместе с ними прибыл в Россию.
В Петербурге Ксавье де Местр был принят на службу в русскую армию и получил офицерский чин. Заведуя музеем и библиотекой Адмиралтейства, он одновременно занимался активной научной деятельностью, публиковал работы по физике и химии в академических издательствах Италии и Швейцарии, был членом академий наук Турина и Савойи.
Во время Отечественной войны 1812 года граф Ксавье де Местр, как русский офицер, принимал активное участие в сражениях с наполеоновскими войсками.
Вернувшись в Петербург из победоносного похода, он взялся за перо и вскоре проявил себя как талантливый писатель (правда, первое его художественное произведение увидело свет еще в 1794 году). Большую популярность принесли Ксавье де Местру две новеллы на русские темы -«Кавказские пленники» (1815 г., русский перевод 1894 г.) и «Молодая сибирячка» (1815 г., русский перевод 1840 г.). Они пленили французского читателя экзотичностью темы, характеров, обстановки.
Знаменитый французский критик Ш. Сент-Бёв писал в предисловии к сочинениям Ксавье де Местра (1839 г.), что его новеллы поражают естественностью повествования, а герои - непосредственностью.
Ксавье де Местр был также поэтом и переводчиком. Он первым познакомил французского читателя с баснями Крылова. Известен де Местр и как одаренный художник, автор портретов-миниатюр. Ему принадлежит, в частности, великолепная миниатюра на слоновой
Адмиралтейство и бульвар в 20-30-е годы XIX века.
С литографии того времени.
кости - портрет Надежды Осиповны Пушкиной, матери великого поэта.
Среди адмиралтейских библиотекарей - уже во второй половине XIX века - был внук Анны Петровны Керн Ю. М. Шокальский, впоследствии знаменитый географ и путешественник, действительный член Академии наук СССР, ученый, проживший долгую и яркую жизнь (он умер в 1940 г.).
После того как прекратила свое существование Ад-миралтейств-коллегия, левое крыло Адмиралтейства, занимаемое ею, освободилось. Тогда было принято решение превратить его в казармы и перевести в них рабочий флотский экипаж с шестью кондукторскими ротами, а также Училище корабельной архитектуры (ныне Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского), которое с 1832 года начало готовить корабельных инженеров-механиков.
Так пойййлась необходимость еще в одной переделке Адмиралтейства - для приспособления помещений левого крыла под учебные классы, спальни, /бытовые учреждения. Она осуществлялась под руководством архитектора Э. К. Анерта, которому пришлрсь на месте огромного лепного фриза, составленного 'из военных и морских атрибутов, проделать окна для освещения темных помещений третьего этажа. Анерт сделал почти квадратные окна, украшенные флотскими киверами, по рисунку архитектора А. Е. Штауберта. Тогда же были частично перепланированы внутренние помещения - под квартиры для адмиралов и министра. Так Адмиралтейство еще раз изменило некоторые детали своего архитектурного убранства и внутреннюю планировку, но общий облик его остался неизменным.
Еще в 1816-1818 годах наружный канал (ров), окружавший Адмиралтейство, был окончательно засыпан и на его месте разбит бульвар с двумя рядами деревьев, который вскоре превратился в излюбленное место прогулок петербургской публики'. Здесь, среди шумной столичной суеты, в утреннем уборе, «надев широкий боливар», гулял и пушкинский Онегин.
Пушкин, очевидец сооружения захаровского Адмиралтейства, был большим почитателем произведения великого зодчего и вдохновенно воспел Петербург, белые ночи, Адмиралтейскую иглу в поэме «Медный всадник»:
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит.
1 Тогда же был засыпан и канал, шедший от Адмиралтейства через Сенатскую площадь, по часть его - от площади до Крюкова канала - продолжала существовать до 1845 года. Позже и эта часть канала была заключена в трубу, а на его месте разбит Конногвардейский бульвар (ныне бульвар Профсоюзов).
Вид на Адмиралтейство с Невского проспекта. Со старинной литографии. Первая половина XIX века.,
Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады; И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла...
После засыпки наружного канала и разоивки вокруг Адмиралтейства бульвара возникла идея соорудить по краям его, выходящим к Неве, гранитные пристани. Между 1820 и 1824 годами такие пристани были сооружены. Назывались они: одна - Дворцовой, другая - Петровской.

 

  Любительская фотография Сосновый Бор.